Soft power с ядом?

На планете стало меньше еще одним Человеком, который ничего не боялся

Вот, собственно, уже все и известно. Чисто формально. Президент Венесуэлы Уго Чавес умер. Во вторник, 5 марта 2013 года, рак добил его. Похоронят Чавеса 8 марта, а до тех пор его тело будет находиться в военной академии, куда его перевезут из госпиталя в среду. В связи с кончиной главы государства в Венесуэле объявлен семидневный траур. А следующие президентские выборы состоятся в течение 30 дней после смерти лидера страны. Об этом по очереди всему миру сообщили вице-президент Венесуэлы Николас Мадуро и министр иностранных дел страны Элиас Хауа. 
Первый, как и во время болезни Чавеса, до момента избрания нового президента будет выполнять функции главы государства. Второй просто рупор, который должен вещать по дипломатическим каналам.

Как сообщают иностранные информагентства, у военного госпиталя Каракаса, в котором находился последние две недели перед смертью президент, собираются сотни людей. Кто искренне погоревать, а кто и откровенно порадоваться.

В последние дни по разным причинам возмущенные венесуэльцы выходили на улицы и требовали показать им «живого Чавеса». Потому что в это же время один из местных подлецов, прикупленных американцами под видом «защиты демократии», экс-посол Панамы при Организации американских государств Гильермо Кочес рассказал общественности, что у президента Чавеса смерть головного мозга наступила еще в конце декабря прошлого года, а все реабилитационные мероприятия, проводимые для борьбы с послеоперационными последствиями и инфекциями, – это всего лишь попытки оттянуть время. И, ясное дело, обмануть граждан…

Власти Венесуэлы действительно не говорили всей правды о состоянии больного президента, который в конце прошлого года выиграл президентские выборы, но так и не смог принять присягу, потому что вступил, как теперь стало ясно, в безнадежный бой со смертельной болезнью. Власти растиражировали фото больного с дочерьми и объяснили его нежелание появляться на публике инфекцией дыхательных путей, возникшей после операции на Кубе. Но буквально вчера тот же вице-президент Мадуро рассказал общественности, что Уго Чавесу стало хуже и что Венесуэла высылает со своей территории военного атташе американского посольства за то, что он-де причастен к отравлению и возникновению болезни президента.
А потом пришло сообщение о смерти.

Его больше нет…

Сегодня уже вряд ли стоит подробно говорить об истории болезни Чавеса, в борьбу с которой он вступил еще в 2011 году, проведя несколько операций по удалению опухоли и курсов терапии на Кубе. В стране, которая считается самым верным союзником Венесуэлы и самого Чавеса в его антиамериканской, а если смотреть шире, то и антикапиталистической, антиимпериалистической борьбе.

Следует просто напомнить, что было и что, возможно, будет и в Венесуэле и во всем этом регионе, и во всей Латинской Америке. А то и на всей планете, если подтвердится, что американцы и их союзники в борьбе с оппонентами используют не только оружие и всевозможные формы нажима и давления, но и новейшее бактериологическое или биологическое оружие. Якобы запрещенное Женевским протоколом 1925 года и прочими международными конвенциями…

В конце 2011 года на церемонии присвоения званий венесуэльским военным Чавес рассказал, что, не исключено, на собственном примере раскрыл заговор американцев, намеренно заражающих раком лидеров стран Латинской Америки, которые так или иначе не устраивают Вашингтон и создают некий «красный антиамериканский пояс». Целую череду онкологических диагнозов у президентов Латинской Америки Чавес назвал «очень странной». «Очень сложно объяснить даже с помощью теории вероятности то, что произошло с некоторыми из нас в этом (2011-м. – Авт.) году. Это как минимум странно, очень странно. Скажите, было бы это удивительным, если бы мы узнали о том, что США разработали технологию заражения раком, которая держалась бы в секрете? Я никого не обвиняю, я просто рассуждаю о возможных причинах того, что мы все одновременно заболели раком», – сказал он.

Венесуэлец Уго Чавес, аргентинец Нестор Киршнер и бразилец Лула да Силва своей дружбой пугали США…

И начал с того, что позвонил и пожелал выздоровления президенту Аргентины Кристине Киршнер, которая накануне объявила о том, что у нее диагностировали рак. Но самое страшное и непонятное другое – она стала уже третьим лидером в регионе, которому поставили в этом году страшный диагноз. До этого рак обнаружили у еще одного харизматичного латиноамериканского лидера – бывшего президента Бразилии Лулы да Силвы. Раньше о победе над раком лимфатической системы заявила нынешний бразильский президент Дилма ван Руссефф. А потом появились сообщения, что травонули Ясира Арафата, от которого тоже не в восторге были в США и Тель-Авиве…

И все эти лидеры, а также президенты Боливии и Эквадора – Эво Моралес и Рафаэль Корреа, сандинисты Даниэля Ортеги в Никарагуа, Фернандо Луго/Федерико Франко в Парагвае являются символами и главными действующими лицами так называемого «латиноамериканского бунта» против американского засилья и неоколониальной политики США на континенте. Эти новые политики, придя к власти в своих странах, буквально в считанные часы послали «гринго» и начали выстраивать самостоятельную политику, солидаризуясь в этих усилиях. А с подачи Чавеса вообще рассуждая о некоем необоливарианском – антиколониальном и антиамериканском – единстве и даже братстве стран континента.

Вот, кстати, некоторые самые яркие цитаты этих деятелей в адрес США и ее политиков: Уго Чавес, президент Венесуэлы: «Вчера сюда пришел дьявол (Джордж Буш. – Авт.). Он пришел сюда и говорил так, будто он является властелином мира. Сегодня здесь все еще пахнет серой». Или вот такое: «Валите к дьяволу сто раз, вы, дерьмо американское! Отныне Венесуэла не одна – с нами Россия! Они наши стратегические партнеры. Мы больше не одиноки. Когда к нашим берегам придет русский флот, который уже движется, американцы сойдут с ума!».


Чавес долго и упорно боролся со своей болезнью…

Эво Моралес, президент Боливии: «Единственный террорист, который мне известен, – это Буш. Его политика военной интервенции, наподобие той, что мы видим в Ираке, является государственным терроризмом».

Даниэль Ортега, президент Никарагуа: «США не враг, если они поймут, что не могут быть хозяевами мира».

Фидель Кастро,
 экс-лидер Кубы: «Куба никогда не встанет на колени перед США. США не пойдут на прямое вторжение на остров, потому что в этом случае они столкнутся с народом, готовым не щадя себя защищать социальные завоевания кубинской революции».

Да, кстати, есть же еще Куба братьев Кастро – Фиделя, ушедшего на покой, и Рауля, собирающегося туда, но еще крепко держащего бразды правления в своих руках. Эксперты уже поспешили объявить, что со смертью президента Венесуэлы Уго Чавеса Куба лишилась своего главного союзника. Для страны, десятилетиями находящейся в международной изоляции, это может обернуться серьезными экономическими и политическими проблемами. Потому как Остров Свободы очень сильно подсел на венесуэльскую нефть, которую Чавес продавал «братьям» по льготной цене – ежедневно более 100 тысяч баррелей нефти. «Куба очень сильно зависит от Венесуэлы, занявшей место Советского Союза. Средства, поступающие из Венесуэлы – словно кислород для кубинской экономики. Если их не станет, последствия будут серьезнее, чем в тот период, когда мы лишились советской помощи. Потому что экономика пришла в упадок с того времени, как мы потеряли поддержку Советского Союза», – цитирует сайт «В час Пик» кубинского экономиста Оскара Эспинозу Чепе.

По словам эксперта, внешний долг Кубы достигает 21 млрд. долл. И может статься так, что новым и главным экономическим партнером Кубы вскоре могут стать США. В Америке живут 1,8 миллиона кубинцев, которые ежегодно присылают на родину почти 2 миллиарда долларов. Несмотря на эмбарго, США остаются одним из главных экспортеров продуктов питания на Кубу. «Будет забавно, если главный враг последних 54 лет станет теперь нашим партнером», – сказал Чепе.


Уго Чавес считал Фиделя Кастро своим наставником и учителем

Действительно, забавно. Пойдет насмарку работа, которая велась десятилетиями не только Чавесом или братьями Кастро, но и Советским Союзом, создававшим «непотопляемый авианосец» в ста милях от «главного врага». Теперь место СССР не прочь занять Россия, заинтересованная в окончательном ослаблении США. В Америке это понимают, и чтобы разрушить эти планы, они готовы на все. В том числе и на экспорт рака в тела своих врагов. Цель оправдывает средства. Особенно если применение средств трудно доказать….

Мне могут возразить, что пик политического терроризма пришелся на 25-30 лет, последовавших после Второй мировой войны, когда США с маниакальным упорством пыталась «убрать» Фиделя Кастро, а СССР гонял по всеми миру и уничтожал, как бешеных собак, лидеров украинских националистов и намеревался убить Йосипа Броз Тито. Особо активничал с уничтожением врагов на госуровне «новенький» и беспощадный, как всякий неофит, Израиль, в борьбе за свои права и в мести за своих граждан не останавливавшийся ни перед чем.

Потом от государственного терроризма как бы официально и неофициально отказались, оставив его тайны для детального разбора нашими потомками, которые вскроют в разных странах все эти папки и файлы с грифом «ДСП» или «Совершенно секретно».


Йосип Броз Тито: СССР хотел убить его так же, как США – Фиделя Кастро…

Для борьбы с оппонентами и врагами была избрана «мягкая сила» (soft power) – целый комплекс мирных мероприятий по подготовке и внедрению агентов влияния в страны, предназначенные для демократизации по западному образцу. Нет, США еще довольно долго пытались решать свои проблемы в западном полушарии, которое они по доктрине Монро считали «своим», при помощи морских пехотинцев и ловких агентов ЦРУ. Но по всему миру все равно предпочтение отдавалось подготовке «бархатных революций». Если говорить кратко и схематично, то агенты влияния создавали атмосферу недоверия к неугодным США властям в других странах, потом пытались создавать соответствующие политические силы, а потом и приводить их к власти. Мирно и легитимно. На выборах. Пример – бархатные революции на рубеже 80-90-х годов прошлого века в странах «социалистического лагеря». А самая массовая и длительная история «мягкой силы» – это деятельность профсоюза «Солидарность», которая и закончилась поражением коммунизма в Польше.

С падением СССР – главного противовеса США и вдохновителя «мягкой силы» иной политической ориентации в странах третьего мира, с приходом к власти в США «ковбоев» – нетерпеливых, но целеустремленных политиков из семейства Бушей и Билла Клинтона, Америка решила ускорить действие soft power. В бывшей Югославии сначала ускорили «демократическим бомбометанием» в лучших традициях государственного терроризма, а потом апробировали первую «цветную революцию» – по свержению неугодного Слободана Милошевича.

Потом волна «цветных революций» прокатилась по странам, чье предназначение было определено в Вашингтоне как «шило в задницу» возрождающейся России. Украина стала одной из жертв этой soft power в новом ее издании и была деморализована, унижена и экономически растоптана, как оказалось, на десятилетия.

Слободан – одна из первых жертв «мягкой силы» по-новому
Последним проявлением ускоренной и агрессивной soft power по-американски стали революции «арабской весны». После того, как военные операции в Ираке и Афганистане не дали желаемых результатов. Сейчас в этом регионе, скорее всего, США взяли курс на полную дестабилизацию, выходом из которой должен стать хаос, управляемый из США. Ну, там на это надеются. Равно как и надеются, что единственными, к кому потянутся за помощью новые режимы, будут именно США. Богатые и напичканные так нужным режимам оружием…

А вот воевать с помощью морской пехоты или заново создавать медленно и уверенно soft power в Латинской Америке, где прежние агенты влияния США профукали остатки авторитета, Штаты не отважились. Или сил и средств просто не хватило. И потому, не исключено, в ход и пошли таинственные и пока никому не ведомые возбудители рака. У неугодных политиков. Страшно, кроваво, но тихо и, увы, безотказно. Как в случае с Чавесом, на вид здоровым, как бык…

P.S. А о значении Уго Чавеса для современной Латинской Америки и ее борьбы за независимость говорит реакция на его смерть. На Кубе, в Аргентине и Эквадоре объявлен трехдневный национальный траур после смерти команданте Чавеса, сообщается на сайте Cinco Dias. Президенты Бразилии, Боливии, Аргентины, Уругвая, Перу заявили, что в ближайшее время приедут в Каракас, чтобы присутствовать на похоронах Чавеса. К соболезнованиям присоединились президент США Барак Обама и российский президент Владимир Путин. Президент Боливии Эво Моралес, один из ближайших союзников Чавеса, заявил, что «Чавес живее, чем когда-либо».

«Чавес всегда будет источником вдохновения для всех людей, которые борются за свое освобождение. Он отдал всю свою жизнь на борьбу за свободу венесуэльского народа, латиноамериканского народа и всех антиимпериалистов мира. Чавес всегда будет присутствовать во всех регионах мира и всех социальных секторах. Уго Чавес будет с нами, будет сопровождать нас», – цитирует Моралеса The Globe and Mail.

Президент Никарагуа Даниэль Ортега пообещал в память о Чавесе продолжить «борьбу» за независимость стран Латинской Америки и Карибского бассейна. «Лучшая дань, которую мы можем заплатить, чтобы почтить память Уго Чавеса, – это осуществить ту мечту, которой он поделился с нами: достигнуть мира и прекратить конфликты», – сказал президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос. А главы Мексики, Сальвадора, Чили, Коста-Рики, Гватемалы, Доминиканской республики, Гондураса, Гаити и Парагвая также принесли соболезнования.

Автор : Владимир Скачко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *