Комфорт «брежневки»: палка о двух концах

Посыл «мы приобретаем не соседей, а стены» в случае с подобными домами может стать фатальной ошибкой

Сравнительно недавно (лет 15 назад) в народе еще имел хождение анекдот о том, как ушедшие в иной мир вожди советской эпохи спрашивали обычного мужика о том, в чем состояло их счастье. По его мнению, счастье Сталина заключалось в выигранной войне, а счастье Брежнева – в том, что он пожил хорошо сам и дал при этом возможность неплохо пожить другим. В этой сюрреалистической истории отражена некоторая доля правды о приснопамятном «застойном периоде» – именно в эпоху «дорогого Леонида Ильича» в России стали возводить многоквартирные дома, подарившие в массе нашим согражданам более-менее приемлемое комфортное проживание в отдельных квартирах.


Какие преференции скрывались за серыми бетонными (реже – кирпичными) фасадами «брежневок», если до сих пор на вторичном рынке недвижимости, по единодушному мнению столичных и региональных девелоперов, эти квартиры удерживают ценовую планку на довольно высоком уровне и по своей востребованности в некоторых случаях могут поспорить даже с современными «путинками»?
Безусловно, по сравнению с «хрущевками», серии этих домов, возводимых в период с начала 70-х до начала 90-х годов прошлого века, обладали целым рядом неоспоримых достоинств по сравнению с предыдущими «хрущевками». К ним можно отнести лифт (а в 14-этажных версиях – даже два, пассажирский и грузовой), мусоропровод, большие лоджии, более просторные (7-12 метров) кухни, раздельные (кроме однокомнатных вариантов) санузлы и вообще более удобную планировку, а также относительно высокие (2,7 метра) потолки. Конечно, так называемые «сталинские» дома тоже обладали такими достоинствами, да и площадь квартир в некоторых из них была больше (а потолки находились на высоте 3 и более метра), но вот только эти здания не строились столь массово.

Плюс ко всему дома «брежневских» серий строились с учетом местной розы ветров и обладали соответствующей ветрозащитой, что делало придомовую территорию достаточно комфортной для использования, особенно в периоды зимних метелей.


Однако, говоря о «брежневках», всегда следует помнить о том, что, во-первых, «все есть яд и все есть лекарство, тем и другим делает только доза», и, во-вторых, каждая медаль имеет обратную сторону. Поговорим об этом более подробно.

 

Такие преимущества многоэтажек подобного типа, как те же лифт и мусоропровод, одновременно являются (при определенном стечении обстоятельств – авт.) и их «ахиллесовой пятой».
Что касается первого, то тут все яснее ясного. Главный недостаток подъемников в подавляющем большинстве «брежневок» состоит в том, что эти технические устройства, установленные еще при советской власти, давно выработали (причем неоднократно – авт.) свой ресурс. А деньги на их замену, как того требуют техника безопасности и здравый смысл, находятся далеко не у всякой УК или ТСЖ по причине высокой стоимости современных подъемных устройств и работ по их инсталляции. С определенными усилиями (за редким исключением) поддерживаемые в рабочем состоянии лифты советских времен морально устарели. И рассказывать о том, какие надписи, рисунки и специфические запахи сопровождают жильцов и гостей «брежневок» при подъеме на нужный этаж, особого смысла нет, поскольку об этом знает практически каждый россиянин.


Такая безусловно полезная и удобная опция «брежневки», как мусоропровод, частенько поворачивается к потребителю отнюдь не лицом. Это на Западе или в развитых странах Востока жильцы сознательно сортируют мусор и складируют его по отдельным контейнерам. В России же бытовые отходы любых габаритов предпочитают не тащить хотя бы до ближайшей мусорной площадки, а запихивать именно в мусоропровод. В результате он часто засоряется, а такие «заторы» явно не способствуют общей санитарии в подъезде. А значит, время от времени жильцам «брежневок» приходится отражать нашествия тараканов и мышей.
Еще один мусоропроводный «минус» кроется в конструктивных особенностях здания. Парадную дверь и вход в мусоросборник в большинстве домов подобного типа разделяет всего лишь полтора-два метра. И в случае, если сотрудники УК или ДЭЗа промедлит с вывозом отходов хотя бы на день (или «в едином порыве» уйдут отмечать очередные государственные праздники, совпадающие с выходными), соответствующее амбре у подъезда гарантировано встретит каждого входящего и выходящего.

Третий неявный (но от этого не менее ощутимый) недостаток «брежневок» поджидает собственников в подъездах. Да, в большинстве 9-этажных версий две квартиры на каждой лестничной клетке можно было отделить отдельным тамбуром, чем не преминуло воспользоваться большинство жителей, городя оные из различных подручных средств. А в 12- и 14-этажных «свечках» имелись длинные коридоры. И то, и другое активно использовалось и используется нанимателями и собственниками в качестве бесплатного хозблока, где в шкафах различной конфигурации и навесных полках складируются редко используемые вещи.

 

Но то, что происходит за дверями самодельных тамбуров или в дальнем конце коридора, а тем паче – на полуосвещенных лестничных клетках, мало кого волнует. Если жильцы одного подъезда «хрущебы» как правило, знают все обо всех, то «брежневки» волей-неволей делают человека приверженцем философии «моя хата с краю – ничего не знаю». Таким образом фактический карт-бланш на освоение внутриподъездной территории получают маргиналы и полукриминальные элементы всех мастей, от тихих бомжей до буйных алкоголиков и наркоманов. А это превращает заботы о чистоте и безопасности в подъезде (где может проживать несколько сотен человек) в очень нелегкое и порой небезопасное занятие, особенно когда лифты выходят из строя.


Ветрозащита «брежневок» – такая же палка о двух концах. Стремление инженеров того времени ориентироваться на метеоусловия приводило к появлению настоящих домов-монстров. В городах России имеется немало впечатляющих примеров: взять хотя бы знаменитый челябинский «пентагон» или высотку в Набережных Челнах длиной в два перегона общественного транспорта. Такие архитектурно-планировочные решения неудобны минимум по двум причинам.

Во-первых, очень часто нумерация таких домов с дополнительными литерами и дробями весьма запутана и найти нужный адрес человеку, не знакомому с особенностями конкретно взятого дома, довольно проблематично. Во-вторых (и данная проблема в настоящее время – более актуальная и насущная) это превращает прилегающую территорию домов брежневской эпохи с газонами и детскими площадками в хаотичную и внушительную автостоянку, где любое невыверенное телодвижение водителя может привести не только к порче машины, но и к массовым разбирательствам с применением кулачной силы.


Конечно, все описанные выше проблемы при достаточной доле изобретательности и напористости все же решаются. Можно организовать ТСЖ из наиболее активных жильцов (при условии, что 14-этажная «свечка» может содержать более тысячи квартир, таковые наверняка найдутся) и своевременно контролировать состояние подъездов и техсредств в них. Можно персонально напоминать управляющей компании о необходимости своевременной уборки. Можно обратиться в местную управу и организовать полноценную парковку в удобном для всех месте. Но насколько готова собственная нервная система к борьбе с отечественным бюрократическим аппаратом, а кошелек – к дополнительным (и часто немалым) тратам на благоустройство? Определять это каждому собственнику, учитывая приличную стоимость таких квартир на вторичном рынке, придется самостоятельно.

Автор : Андрей Захарченко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *