В ЧЕМ ПРАВДА, БРАТ? (часть 9)

Вернемся к пензенским обманутым дольщикам и созданной ими региональной организации, которую они назвали «Бездомный полк». После оценки результатов «конструктивного» диалога, которые принесли дольщикам одни разочарования и потерянное впустую время. Время их ожидания и надежд, потраченное на соблюдение бюрократических процедур, которые не принесли потерпевшим от долевого строительства нужного результата, а потому активисты решили пересмотреть свою тактику. Ведь цель — добиться давно оплаченных ими квартир, заставив власть решить проблему обманутых дольщиков по справедливости — осталась нерешенной, а потому неизменной. Наоборот, пока дольщики действовали так как от них хотела администрация, проблем у них, стало еще больше. Необходимо было срочно менять направление движения, что активисты и сделали. Сначала изучили опыт успешной борьбы, который они смогли найти на информационно-аналитическом портале «Сила в Движении». Проанализировав опыт других площадок ребята поняли, что для дальнейшего продолжения борьбы, которая может гарантировать им победу — перво-наперво они должны решить организационный вопрос. 

По состоянию на осень 2017 года общее количество обманутых дольщиков компаний «Пензастрой» и «Декор-Трейд» превышало 1,8 тыс. человек, вместе с членами семей — в районе 5-6 тыс. человек. При этом дольщики, за исключением наиболее активной их части, не были друг с другом знакомы, а сотрудники строительных компаний, Госжилстройтехинспекции и правительства области отказывались предоставлять им контакты пострадавших, ссылаясь на законодательство о персональных данных. Безусловно — это были формальные оправдания власти и бизнеса совершенно не заинтересованных в объединении обманутых дольщиков. Понятно, что люди объединившиеся для решения одной общей для них проблемы — сила, которая может смести любые препятствия, а потому являющаяся реальной угрозой для власти. Поэтому сначала телефоны обманутых собирались по крупицам. 11 ноября 2017 года активисты провели первый митинг, на который пригласили всех, кого смогли найти. Вышло всего лишь 50 человек, но на эту акцию обратили внимание СМИ, что поспособствовало притоку новых обманутых дольщиков. Власти традиционно заняли выжидательную позицию, понадеявшись, что отсутствие какой-либо реакции на открытое недовольство дольщиков, вскоре приведет протестующих к разочарованию в действенности протестов и они уйдут с улицы.

После того как администрация Пермского края после длительного «конструктивного» диалога порекомендовала обманутым дольщикам решать свои проблемы в соответствии с законом — то есть фактически вновь становиться инвесторами и оплачивать брошенную застройщиком стройку, возмущенные несправедливостью пермяки также начали акции протеста. В знак протеста дольщики разбили палаточный городок в районе стройки, проводили одиночные пикеты и записали обращение к Владимиру Путину. По их заявлениям следственные органы МВД возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Главный федеральный инспектор по Пермскому краю Игорь Цветков провел совещание, посвященное замороженной стройке в Лобаново. По его итогам краевому правительству было рекомендовано подготовить проект «дорожной карты» с указанием конкретных мероприятий, направленных на завершение строительства и сдачу домов в эксплуатацию. Протест новой волны обманутых дольщиков во многом спровоцировал выход на улицы тех, кто давно уже опустил руки и разуверился в своих силах. Тех, про кого приказано было забыть. 

Если в Пермском крае протест отличался стихийностью, организационными вопросами наиболее активные обманутые дольщики, почему-то не занимались и полностью их проигнорировали, что позволило власти не опасаться серьезного социального взрыва недовольства, то в Пензе с этим вопросом чиновникам не повезло. Решающую роль в мобилизации, которая также должна была стать стихийной, благодаря панике, которая обычно воцаряется среди дольщиков при официальном объявлении процедуры банкротства. Но тут решающую роль сыграли активисты, которые разработали грамотную тактику борьбы и взяли на себя вопросы организации, переведя тем самым стихийную мобилизацию в организованное русло. А это уже была прямая угроза сытому благополучию местной администрации. Организованный протест — прямая угроза и дестабилизирующий фактор, который мог обрушить сонную провинциальную стабильность Сурского края. Долго делать вид, что им все равно власти уже не могли. Банк в короткие сроки выбрал конкурсного управляющего и получил доступ к оставшимся активам компании. Общая сумма требований дольщиков превышала 2 млрд руб., но для того, чтобы взять ситуацию в свои руки, каждому из пострадавших необходимо было подать заявление, вступить в реестр требований кредиторов и получить право голоса в процедуре банкротства застройщика. Речь в том числе шла о голосовании за конкурсного управляющего, который бы устраивал дольщиков, а не банкиров.

Собрать людей помогли материалы дела о банкротстве, в которых были фамилии пострадавших. Активисты искали дольщиков через социальные сети и общих знакомых. На второй митинг «Бездомного полка», который прошел 24 декабря 2017 года, вышли уже 350 человек и с большинством из них персонально поработали активные дольщики, разъясняя сложившуюся ситуацию и указывая путь по которому необходимо двигаться к цели. В тот момент в суде решался вопрос о назначении нового конкурсного управляющего, и дольщики потребовали, чтобы их голоса услышали, подкрепив свои требования массовыми акциями протеста. В результате 24 января 2018 года конкурсный управляющий, предложенный Инвестторгбанком, которому интересен был только возврат кредита застройщику — 350 миллионов, для чего ему был необходим контроль за процедурой банкротства, отозвал свою кандидатуру. Очевидно, что начавшемся банкротстве сошлись интересы обманутых дольщиков и банкиров, которых совершенно не волновала дальнейшая судьба обманутых дольщиков. Наоборот — именно за счет потерпевших планировалось погасить возникшие при крахе бизнеса застройщика риски, сохранить вложенные в проект средства и получить свою прибыль по максимуму. Но, благодаря усилиям приложенным активистами, первоначальный план финансовых бизнесменов был сорван. Так дольщики получили время, чтобы вступить в реестр требований кредиторов и назначить своего конкурсного управляющего. Власть, фактически, всегда выступающая на стороне капитала, представляющая его интересы в ущерб интересам народа, надо было срочно спасать ситуацию.

В Пермском крае протесты также продолжались. Обманутые дольщики недостроенных домов провели несколько одиночных и массовых пикетов, последний из которых прошел 24 декабря 2017 года, Протестующие пытались привлечь внимание к проблеме «заморозки» строительства домов, где ими были приобретены квартиры. Одиночные протестные акции, которые администрация края демонстративно проигнорировала стали приобретать более массовый и к тому же организованный характер. Обманутые дольщики проведут автопробег ориентировочно 11 февраля с 12 часов или 18—19 февраля: «Сейчас уже 35 участников, которые изъявили желание. Дольщики уже занялись заказом флагов и наклеек на автомобили. Лозунг у нас один — «Федеральный стандарт обмана—Первый Пермский микрорайон». Место сбора Пермь-1. Дальше двигаемся по Монастырской до Компроса к Башне Смерти. Там разворачиваемся и едем по Комсомольской площади вниз до галереи. Там снова разворот, по Комсомольской площади вверх, снова до Башни Смерти. Там разворот, по Комсомольской площади вниз, и Пермь-1 как конечная точка. Там заканчиваем автопробег.»  Автопробег дольщики провели, но на нем не остановились. Уже в марте лидер пермской организации обманутых дольщиков Наталья Трушникова запланировала новые протестные акции.

Обманутые участники долевого строительства выйдут сразу на три акции протеста. Они устроят два автопробега и пикет. Массовые протестные акции пройдут 11 марта. Организаторы надеются привлечь внимание команды нового главы края к проблеме, сообщают СМИ. Первый автопробег пройдет по улице Монастырской и Комсомольскому проспекту, второй — по улицам Подлесная, Локомотивной, Петропавловской и проспекту Парковый. Проведение пикета запланировано у монумента «Героям фронта и тыла от благодарных потомков». Организаторы приглашают принять участие в пикете дольщиков других недостроенных домов Перми, жителей села Усть-Качка и работников Пермского свинокомплекса. Акции проводят участники долевого строительства «Первого Пермского микрорайона».

По словам организаторов, цель акции 11 марта — привлечь внимание нового краевого правительства и лично врио губернатора Максима Решетникова к проблемам жителей. «В городе и крае есть масса других острых проблем, из-за нерешенности которых каждый день страдают сотни и тысячи людей. Власть должна четко заявить свою позицию по ним», — считают организаторы пикета. По словам Натальи Трушниковой, проведение следующих акций протеста будет зависеть от реакции властей: «Возможно, больше не понадобятся протестные акции, если какое-то будет принято решение, которое приведет к наглядно видимым всеми дольщиками действиям. То есть: не протоколы, алгоритмы, очередные графики и прочие дорожные карты, ежемесячные совещания, рабочие группы, где чиновники умело заговаривают зубы активистам, а конкретное движение по замершим стройкам. Если, наоборот, не будет никаких действий, то подумаем, что проводить и когда».

По словам активистов, уникальность нынешних акций заключалась в том, что участие в них приняли дольщики не только «Первого Пермского микрорайона», но и ещё нескольких проблемных домов.

Как сообщила «Эху Перми» лидер инициативной группы дольщиков Наталья Трушникова, в автопробегах по Комсомольскому и Парковому проспектам официально участвовали по 24 машины. Однако на деле автомобилей было больше: 27 и 31. В 15:00 у монумента «Героям фронта и тыла от благодарных потомков» начался пикет, на который пришли и другие обманутые дольщики: «Были обманутые дольщики ЖК «Верба» (Окулова, 61), Толмачева, 15, Докучаева, 48 —  это общежитие УВД, которые добиваются передачи в муниципалитет, Декабристов, 97, Култаево, по улице Кедровая, 18, 20. Также была Усть-Качка, пермский свинокомплекс, поселок Майский. Каждый рассказал свою историю, каким образом он оказался здесь, и все в таком духе. Замечаний и нареканий со стороны правоохранительных органов не было. Все было в рамках закона. Из администрации к нам никто не вышел, ни с кем мы не разговаривали. Уже, скажем, в 16:30 мы все разошлись. Человек я насчитала порядка 300».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СКОРО БУДЕТ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *