Надежда умирает последней

Периодически в наших самых независимых коммерческих и полукомерческих, то есть государственных изданиях, появляется одно банальное и изрядно потасканное журналистской братией выражение.

И звучит оно примерно так: У дольщиков компании «N», которые несколько лет не могут получить свое жилье, появилась надежда справить новоселье.

Например для обманутых дольщиков компании застройщика ЗАО «РосРегионы», которые несколько лет не могут получить свое жилье, появилась надежда справить новоселье. Вот на примере этих потерпевших, которые жили исключительно такой надеждой я и расскажу, чем она всегда заканчивается.

История с одним из типичных долгостроем Ленинградской области — многоквартирным домом на улице 18 января в Шлиссельбурге, получила дальнейшее развитие. 3 марта стало известно, что Центробанк РФ  отозвал лицензию у петербургского коммерческого банка «Банкирский Дом». Именно он с 2012 года выступал инвестором достройки проблемной многоэтажки, квартиры в которой сейчас ожидают 93 официально признанных обманутыми дольщика и их семьи. И, как минимум, в два раза больше официально не признанных обманутыми жертв двойных, тройных и так далее продаж. То есть являлся очередной надеждой, которая по мнению дольщиков должна была чудесным образом решить все их проблемы. Как обычно — чуда не произошло. Ведь чудеса, как знают взрослые и адекватные люди, происходят только в сказках. В реальной жизни, чтобы сказку сделать былью необходимо приложить огромные, а главное грамотные усилия каждому из желающих этого добиться. Те, кто в этом лично не заинтересован, для вас, по доброте душевной, ничего реального не сделают. Ну вот только если уверенно вам пообещают. В очередной раз подпитав уверенностью вашу пошатнувшуюся веру в светлое будущее.

Отзыв лицензии у петербургского инвестора «Банкирский Дом» коснулся обманутых дольщиков Шлиссельбурга. Кто теперь владеет, самым проблемным недостроем Ленобласти, неизвестно. В правительстве, как обычно, считают, что банк ни при чем. Как вы все наверно знаете, банки по мнению нашего государства, всегда не при чем. Виноват во всем народ. Взял ипотеку в валюте, допустил девальвацию рубля, хотя ему обещали что ее не будет и у государства все под контролем. Вот он государству и поверил. Зачем верил — виноват. Отдал деньги застройщику, когда его государство убедило, что он надежный и главное добросовестный, и все, что обещал, построит. Банки еще эти, которые всегда не при чем, ипотеку выдавали, материнский капитал вложил. И остался и без денег и без квартиры. Сам виноват. Зачем всем верил. Кто в нашем правовом и демократическом государстве несет ответственность, за то что в Конституции написано. «У нас не 37 год». Полиция и остальные правоохранительные органы виновных вообще не смогли обнаружить. Кому деньги давал, если все они неустановленные лица. Что сериалов по телевизору насмотрелся про честных полицейских, защищающих простых граждан? Так это же кино. Там актеры кого хочешь изобразят — хоть живых мертвецов, хоть честных прокурорских. Дети вон и те знают, что в жизни так не бывает. А вот дом — «нехороший»

И вообще, какие могут быть к банку претензии? Он сам сильно пострадал от этих вкладчиков, которые сами виноваты. Официальной причиной отзыва лицензии стала крупная недостача наличных в кассе «Банкирского Дома», выявленная проверкой ЦБ. Отметим, что заметные проблемы в операционной деятельности банка начались с августа прошлого года. А за месяц до отзыва лицензии «Банкирскому Дому» удалось через суд снять предписания ЦБ, ограничивающие его деятельность.

Сюжет шлиссельбургского долгостроя напоминает запутанный детектив. Разрешение на строительство дома было выдано ЗАО «Росрегионы» еще в 2003 году, а продажи строящихся квартир велись с 2005 года. Один из трех корпусов удалось сдать с огромными недоделками в эксплуатацию в 2010 году, после чего застройщик, вполне ожидаемо, попал под процедуру банкротства.
В 2012 году так называемым инвестором достройки дома выступил «Банкирский Дом», но уже через некоторое время владелец «Росрегионов» Станислав Зольников обвинил нового партнера в незаконном захвате компании. Впрочем, суд с банком Зольников проиграл, а «Росрегионы», не сумев получить дополнительных денег на достройку объекта с уже им обманутых дольщиков, вновь начали банкротиться. При этом права на достройку дома были переданы новой компании — ЗАО «Финстройдом», принадлежащую собственникам банка. Законность такого решения у дольщиков вызывает вопросы. Зато у правоохранителей, как всегда, вопросов нет. В любом случае эта перемена дольщикам никак не помогла, и строительство объекта так и не возобновилось. Зато очень помогла властям, которые на довольно длительное время были избавлены от претензий потерпевших и вполне возможной их протестной активности.
Одновременно вскрылись факты массовых двойных и даже тройных продаж квартир в долгострое, что исключило возможность передачи дома жилищно-строительному кооперативу. К концу 2014 года, когда многие из дольщиков ждали своих квартир уже по восемь-девять лет, недовольство прорвалось наружу. Покупатели квартир обратились в прокуратуру и написали открытое письмо полпреду по СЗФО Владимиру Булавину.
  В начале прошлого года ГСУ ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области в связи с выявленным фактом двойных продаж возбудило уголовное дело по подозрению в мошенничестве в отношении Зольникова. Но на самом застройщики заведение уголовного дела никак не сказалось. Мало того, сам же бывший владелец «Росрегионов» уверен, что в ситуации с домом во многом виноваты именно обманутые им дольщики.
«Например, 29 января банкротство с «Росрегионов» было снято по решению суда. Но тут же несколько дольщиков подали на апелляцию. То есть одна часть стремится в ЖСК, другая хочет довести процедуру банкротства до конца. Есть и такие, кто одновременно стоят в реестре желающих получить квартиру в достроенном доме и в то же время поддерживает банкротство, чтобы вернуть деньги. Вообще вопиющий случай», — возмутился честнейший бизнесмен Зольников.
Он утверждает, что ситуация не критическая, и выход из нее есть, несмотря на отягчающие обстоятельства. А они есть — например, то, кто владеет сейчас ЗАО «Росрегионы», просто неизвестно.
«Номинальный владелец компании — Романова — продала 100% акций. Кто сейчас владеет «Росрегионами», ни мне, ни дольщикам непонятно. При этом у меня все равно есть план, как достроить дом. Но меня никто не слушает», — пожаловался Зольников. И он прав. Как мы знаем, планы у него есть всегда. Достаточно вспомнить 2012 год, где застройщик предъявлял план-график расчета с кредиторами. А сколько таких планов он рисовал обманутым дольщикам еще с 2005 года. Так что в наличии у бывшего застройщика планов получения очередных денег с многократно обманываемых дольщиков, вряд ли можно сомневаться.
Согласно данным СПАРК-Интерфакс, основным владельцем АКБ «Банкирский Дом» является бизнесмен Евгений Лыков. Напрямую ему принадлежит чуть более 5% акций, еще 85,2% уставного капитала за финской компанией H-Markkinointi Oy, которая также считается собственностью Лыкова. Сменившая форму собственности с ЗАО на АО компания «Финстройдом» полностью подконтрольна Лыкову. Информация о владельцах ЗАО «Росрегионы» скрыта.
«Де-юре банк не имел прямого отношения к этому делу — его деньги в достройке дома не использовались. (почему тогда чиновники позиционировали его, как инвестора, становится совершенно не понятным. Очень похоже, что он инвестировал в строительство исключительно надежду обманутых дольщиков на чудо — прим. автора.).  Отзыв лицензии у «Банкирского Дома» не должен сказаться на проблемном объекте. По предварительной информации, у компании-застройщика сменился собственник. Если это так, то мы ждем нового владельца для того, чтобы продолжить диалог», — прокомментировали ситуацию в правительстве Ленинградской области. Правда обманутые дольщики, вопреки всему, до сих пор питают надежду. что кроме регулярных диалогов, чудо достройки все-таки возможно.
Как сказал когда-то один мой знакомый чиновник: «Логикой это не объяснить. В это просто надо верить!» И они продолжают просто верить.
Тем временем у строителей появились опасения за состояние самого недостроя. «Четвертый год дом стоит без консервации. Еще одна такая снежная зима с оттепелями, при которых вода попадает в полости стен, и конструкции начнут разрушаться», — отметил один из специалистов, знакомых с проблемным объектом.
Интересно, когда разрушающийся долгострой. признанный опасным для окружающих, снесут. Во что буду верить обманутые дольщики? Ведь, как всем известно — надежда умирает последней. Обычно вместе с верующим.
Автор: Анна Криндач, специально для «Сила в Движении»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *