Москва. Помощь властей: мифы и реальность.

Обманутые дольщики Тушино, вложившие денежные средства в строительство жилого дома по адресу Фабрициуса 22, обратились за судебной защитой нарушенных прав в Тушинский районный суд, который принял ряд решений об отказе гражданам в исках по причине отсутствия инвестиционного контракта между новым застройщиком Некоммерческой организацией «Фонд развития жилищного строительства» и Правительством Москвы. Отказные решения приняли судьи Уткина Ольга Викторовна и Никифорова Екатерина Андреевна.

Обманутые дольщики изумились, когда представители Правительства Москвы, Префектуры СЗАО в суде не поддержали требования обманутого дольщика о признании за ним права собственности на квартиру в доме по адресу Фабрициуса 22. И это несмотря на то, что Правительство Москвы приняло на себя обязательство своими силами или силами привлеченной организации обеспечить обманутых дольщиков Фабрициуса 22 жильем.

На самом деле у суда, да и у чиновников Москвы были все правовые основания для защиты обманутых дольщиков, да только видно на это не было воли. 

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает, что отношения между субъектами инвестиционной деятельности могут осуществляются исключительно на основе договора и (или) государственного контракта. Причем в силу ст. ст. 434 и 438 Гражданского кодекса РФ договор не обязательно должен существовать в виде единого документа подписанного сторонами договора. Договор может быть заключен посредством фактического выполнения условий, указанных в предложении заключить договор (оферте), т.е. существовать в виде фактических договорных отношений.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 434 Гражданского кодекса РФ: «2. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. 3. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 настоящего Кодекса». Согласно пункту 3 ст. 438 Гражданского кодекса РФ: «3. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте».

Согласно ст. 435 Гражданского кодекса РФ: «1. Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора».

В аналогичной ситуации отсутствия подписанного самостоятельного инвестиционного договора, Правительство Москвы отстаивало в судах свое право собственности на недвижимое имущество, доказывая наличие фактических договорных отношений (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03 декабря 2008 г. N 09АП-13396/2008-АК).

Но в отношении жилого дома по адресу Фабрициуса 22, Правительство Москвы почему то никак не может применить используемую им самим же правовую схему.

Город Москва, улица Фабрициуса, дом 22Тем не менее, письменное предложение заключить договор на строительство жилого дома по адресу: ул. Фабрициуса, д. 22 (оферта) было изложено Правительством Москвы и адресовано новому застройщику НО «Фонд развития жилищного строительства» в Постановлении Правительства Москвы от 28.12.2005 №1039-ПП «О реализации инвестиционного проекта строительства жилого дома по адресу: ул. Фабрициуса, вл. 22 (Северо-Западный административный округ города Москвы)». В указанном ненормативном акте содержатся все существенные условия инвестиционного договора:
— определен предмет договора — строительство жилого дома с подземной автостоянкой и ЦТП по адресу: ул. Фабрициуса, вл. 22 максимальной общей площадью 22 625 кв.м. (п. 2 Постановления);
— определены сроки строительства – 2006-2009 гг. (п. 3.3. Постановления);
— определен участок застройки (п. 7.3. Постановления и п. 2 Постановления Правительства Москвы от 25.08.2009 г. №852-ПП);
— определены обязательства всех участников, порядок разделения полученного по результатам деятельности (п. 3, 4, 4.1., 5, 7, 8);
— определена форма оплаты затрат инвестора – за счет средств Инвестора (п. 3.3. и 7.8. Постановления).

Некоммерческая организация «Фонд развития жилищного строительства» акцептировало предложенную оферту, о чем свидетельствуют:
— договор аренды земельного участка №М-08-507326 от 16.08.2007 года, согласно которому Фонду предоставлен земельный участок площадью 5532 кв.м. для завершения строительства жилого дома;
— утверждение акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта для осуществления строительства жилого дома по адресу: ул. Фабрициуса, вл. 22 (Северо-Западный административный округ)»;
— разрешения на строительство № 77-КГ/ 3.7.1.002230 от 13.04.2007 г., № 77-КГ/ 37.1.002405 от 30.08.2007 г., №77-ГК/37.1.005977 от 04.12.2009 г.;
— заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства от 24.03.2010 года,
— а также выполнение всех предусмотренных офертой строительных работ.

Таким образом, между Правительством Москвы и Некоммерческой организацией «Фонд развития жилищного строительства» имеется заключенный инвестиционный договор, в соответствии с пунктом 3 ст. 434 ГК РФ и п. 3 ст. 438 ГК РФ, но это обстоятельство Правительство Москвы активно не хочет признавать. 

Получается, что Правительство Москвы нарушает свое же Постановление и обманутые дольщики, вложившие денежные средства в строительство жилого дома по адресу: г. Москва, ул. Фабрициуса, д.22 имеют серьезный риск стать «дважды обманутыми дольщиками», но на этот раз по вине Правительства г. Москвы и нового застройщика, созданного органами власти г. Москвы! 

На что надеется Правительство Москвы? На то, что обманутые дольщики смирятся и откажутся от полностью оплаченных ими еще в 2004 году квартир? На это надеяться глупо, ведь Правительство Москвы никто не освобождал от обязанности предоставить обманутым дольщиком жилье, за обманутыми дольщиками в любом случае сохраняется право на возмещение причиненного вреда, в том числе в натуральном виде путем предоставления равноценных квартир. Мы живем в федеральном государстве, и уровнем Правительства Москвы властная иерархия в России не заканчивается. Обманутые дольщики Тушино привлекают широкое внимание общественности к своей проблеме и проблема обманутых дольщиков Тушино обязательно будет решена.

Автор : Олег Ольшевских

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *