В чем ущемят собственников недвижимости

Неприятные нововведения, которые появятся в новом году

Завершающийся год оказался щедрым на случаи ужесточения законодательных актов для собственников жилых помещений и увеличение финансового бремени их содержания. Но, похоже, год наступающий имеет все шансы стать более запоминающимся в этом отношении. Несколько неоднозначных инициатив для примера.

  1. За лишние метры социальную помощь давать не будут

Министерство труда и социальной защиты разработало проект методических рекомендаций, которые предполагается использовать при определении критериев нуждаемости граждан, обращающихся за социальной помощью. Они, в частности, предписывают сотрудникам соответствующих ведомств отказывать гражданам в поддержке, помимо прочего, в тех случаях, когда конкретно у обращающегося или членов его семьи имеется в собственности:

  • в общей сложности 2 или более жилых помещения (или доля в недвижимом имуществе), при условии, что их совокупная площадь превышает региональный соцнорматив в полтора раза;
  • земельный участок с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства (за исключением многодетных семей);
  • одно или несколько судов, зарегистрированных в одном из соответствующих реестров;

Точная дата начала применения этих рекомендаций не сообщается. Однако разработчики уверены, что они будут одобрены до конца нынешнего года, а раз так, то устанавливать критерии нуждаемости по ним, соответственно, начнут уже после новогодних праздников. Как пояснили представители Минтруда, подобным образом оценивать состоятельность граждан при определении мер социальной поддержки принято во многих странах мира.

  1. Из единственного жилья сделают коммуналку

Министерство юстиции заявило о разработке законопроекта, призванного одновременно защищать конституционные права кредиторов на взыскание долга, а должников — на жилище. Он предполагает внесение определенных изменений сразу в два кодекса — Гражданский процессуальный и Семейный, а также Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

Вкратце суть проекта такова: если размеры имеющегося в распоряжении несостоятельного плательщика по кредиту единственного жилья явно превышают «достаточный для удовлетворения разумной потребности в жилище» уровень, то в этом случае в его составе можно выделить «излишнюю» долю для реализации в счет погашения долга. Конечно, с «гарантией сохранения необходимых для нормального существования условий». Проще говоря, если у должника нет постоянного источника дохода или банковских счетов и иного имущества, на которое можно обратить взыскание, то часть его квартиры или дома могут продать другому лицу, что фактически превратит объект в обыкновенную «коммуналку».

Напомним, в настоящее время в целях обеспечения возврата долга судебным приставам-исполнителям разрешается накладывать арест на единственное жилье должника, но реализовывать его в счет погашения кредита они не имеют права. Предлагаемую же новеллу, которую продвигает банковское лобби, многие представители экспертного юридического сообщества считают логичным продолжением этой меры.

  1. Платить за коммунальные ресурсы придется в разы больше

Да, в настоящее время большинство экспертов и аналитиков, а также чиновники разного ранга (в том числе — замглавы Минэкономразвития Алексей Ведев) утверждают, что в следующем году тарифы на услуги ЖКХ в среднем по стране поднимутся максимум на 5%, да и то не ранее 1 июля. Но так ли это на самом деле?

Во-первых, уже с 1 января 2017 года в законную силу вступает Постановление Правительства РФ от 29 июня 2016 г. N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг». А оно предусматривает увеличение повышающего коэффициента до значения 1,5 при расчете платы за коммунальные услуги для собственников тех квартир, в которых не установлены приборы индивидуального учета потребления ресурсов.

Во-вторых, уже в весеннюю сессию депутаты Государственной Думы могут одобрить принятый в первом чтении 16 декабря с.г. проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О теплоснабжении“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения» (в обиходе — так называемый «закон об альтернативных котельных». Его реализация приведет к тому, что на региональных рынках услуг ЖКХ появится некая Единая теплоснабжающая организация, которая будет выступать в роли единого закупщика и поставщика тепловой энергии. При этом расценки на нее становятся договорными, а государство избавит себя от необходимости регулировки всех тарифов в этой сфере, сохранив за собой только прерогативу определять исключительно их допустимый верхний предел.

В России, потери в тепловых сетях существенно выше, чем в других странах, сопоставимым по климатическим условиям. И, соответственно, удельная аварийность растет. Эксперты заявляют — в считанные годы практически все теплосети России могу выйти из строя, и граждане массово начнут замерзать в своих домах.

У семи нянек дитя без глаза

В качестве вводной информации

Ижевск. За несколько месяцев — более 3 500 прорывов теплотрассы, которые удалось устранить только объединенными силами инженеров Ульяновской и Самарской областей, а также Пермского края. Горожане вынужденно обратились с просьбой о помощи напрямую к Владимиру Путину. Ситуация находится на личном контроле полпреда по ПФО Михаила Бабича. Местные следователи возбудили уголовное дело о халатности.

Смоленск. Еженедельные крупные аварии, в результате которых без тепла то и дело остаются целые микрорайоны. Предельный износ инженерных сетей — 70% (прогноз на 2017 год — 96%). Летом 2015 года в рамках ремонтной программы из без малого 150 километров всех тепловых труб в городе отремонтировано только 1,5 километра. Город взят Минстроем под особый контроль.

Санкт-Петербург. Порядка 5 тысяч сбоев и аварий в тепловых сетях. Роддом и детская больница — в зоне ограниченного теплоснабжения. Заксобрание просит Президента РФ вмешаться в ситуацию вокруг теплового хозяйства города.

Так закончилась зима прошлого года. А вот данные за первый месяц этого:

  • в Нижний Новгород произошло повреждение ветхого трубопровода (диаметр 125 мм.), без тепла остались 28 домов (порядка 3 700 жителей);
  • в Иванове случился прорыв теплопровода из-за естественного износа труб на глубине более 2 метров, без тепла осталось 12 300 граждан (треть которых — дети), 163 дома и 10 соцобъектов;
  • в Твери в результате двух последовательных крупных аварий в теплосетях (2 и 13 января) без тепла и горячей воды осталось в общей сложности 29 тысяч человек.

Подобный список можно продолжать бесконечно. Но главное здесь не в том, сколько людей пострадало в каждом конкретном случае (хотя это, безусловно, для них самая настоящая трагедия).

Во-первых, главное — в том, что в 2012 году (более свежие данные пока просто не найдены) 26% всех теплотрасс России нуждались в срочной замене. В том, что, по данным Минэнерго, только с 2007 по 2013 год число аварий на каждую 1000 километров теплосетей возросло на 45% (с 266 до 387). Наконец, в том, что 75% котлов и 64% турбин на всех ТЭЦ страны требуют модернизации. Только денег на обновления в отрасли нет. Но, тем не менее, средства все же тратятся. На что же? Да на строительство очередных низкоэффективных котельных, аварийные ремонты и покрытие сетевых потерь (уровень которых доходит уже до 30%). А откуда берутся эти средства? По большей части из бюджетов, у потребителей электроэнергии. То есть, по сути, снова, снова и снова из карманов рядовых граждан (у которых в платежках за квартиру и так уже порядка 60% составляет плата за отопление).

Во-вторых, главное в том, что если никаких архи-сверх-суперсрочных мер предпринято не будет, то в течение буквально 3−5 лет в списках особого контроля Минстроя будет значиться не три-четыре, а 30−40 только крупных городов. Уже сейчас, как признали в ходе прошедшего 17 марта в столице круглого стола на тему «Текущее состояние систем теплоснабжения в стране: инерционный путь к деградации» представители МЧС, ведомство в рутинном (уже!) порядке составляет прогнозы по вероятностям прорыва теплосетей и рассылает их муниципалитетам в качестве предупреждений.

Все вышеприведенные тезисы подтверждают и эксперты, непосредственно занятые в отрасли теплоснабжения, в частности, Михаил Кузнецов, генеральный директор Сибирской генерирующей компании. В качестве одной из причин развития событий именно в таком ключе он называет недофинансированность отрасли в целом. «Корни этой проблемы кроются в том, что много лет тепловые сети находились в муниципальной собственности, — поясняет он. — И муниципалы, считая их своими, относились к ним в полном соответствии с бытовавшим в советские времена выражением „раз свои, значит, потерпят“. Но потерпеть могут люди, а железо этого не любит. Печальные результаты этой политики мы и будем наблюдать в ближайшие годы».

По оценкам специалистов, внедрение «закона об альтернативных котельных» приведет к тому, что итоговые суммы за потребляемое тепло в квитанциях плательщиков изменятся мало того, что неравнозначно, так еще и гораздо больше, чем анонсируемые 5%. Так, ряд экономистов-аналитиков предполагает, что, например, в Омске и Нижнем Новгороде рост тарифов составит более 60%, а в Казани — порядка 78%.

Также эксперты в области жилищно-коммунального хозяйства полагают, что в наступающем году платежи за содержание и ремонт общедомового имущества, хоть и пополнятся новыми строками расхода (туда, в частности, переместятся начисления за общедомовые нужды при потреблении воды и тепла). Вместе с тем с 1 января 017 года становится возможным проведение общих собраний собственников жилых помещений в заочной форме, с использованием до настоящего времени толком не отлаженной системы ГИС ЖКХ (согласно требованиям Федерального закона от 3 июля 2016 года N 267-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации»).

Принимая во внимание убеждения специалистов по компьютерной безопасности в том, что при желании любая виртуальная система в принципе легко превращается в огромное пространство для манипуляций с данными, с большой долей вероятности можно предположить, что большинству управляющих компаний будет сложно избежать соблазна скорректировать итоги таких собраний в своих интересах, ведь именно путем голосования устанавливаются тарифы в этом кластере коммунальных платежей.

Автор: Александр Захарченко

Запись опубликована автором SIK в рубрике Статьи с метками Общее собрание собственников жилья, Рост тарифов ЖКХ, Установка приборов учета. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *