Государство опять причинило добро покупателям долевки

«Долевка не исчезнет, как и обманутые дольщики, – считает глава общероссийского движения граждан, пострадавших от недобросовестных застройщиков, «Сила в Движении» Анна Криндач. – Обогатятся на этом лишь банки, а жилье подорожает, но при этом связанные с ДДУ риски все равно никуда не денутся».

После принятия закона об увеличении возраста выхода на пенсию, который позиционировался властями как очередная реформа, призванная улучшить жить простого россиянина, людей считающих, что начальство заботиться о народе практически не осталось. Даже тем, кто об этом раньше не думал, стало понятно что если власти заговорили о причинении добра россиянам — можно не сомневаться, что государство вновь планирует залезть к народу в карман.

Одна из еще худо-бедно работающих отраслей нашей экономики — долевое строительство. В «долевке» по прежнему крутятся триллионы рублей тех, кто решил улучшить свои жилищные условия и рискнул отдать деньги за новостройку. Понятно, что долевое строительство регулярно подвергается заботам государства. Начальство периодически причиняет добро дольщикам. Очевидно, что в результате заботы государства о покупателях новостроек становится все больше людей, которые в расчете на улучшение своих жилищных условий, окончательно теряют возможность иметь какое-либо жилье.

На этот раз, чтобы помочь дольщику приобрести обещание строительства будущей квартиры, заплатив за него свои или кредитные деньги власти решили включить в схему долевого строительства, кроме застройщика, еще и посредника  — банки. В итоге, в сложившейся экономической ситуации, возрастает дополнительная нагрузка на строительный бизнес, что провоцирует новый виток увеличения числа банкротств застройщиков. Дольщики у которых застройщик не достроив дом, уходит в процедуру банкротства, автоматически переходят в категорию обманутых. К уже существующей последние 20 лет армии обманутых добавляются обманутые дольщики «новой волны». Кроме деклараций о намерениях и обещаниях светлого будущего со стороны начальства, на деле ничего не происходит. Редкие исключения, где под протестным давлением дольщиков администрация вынуждена решать проблему конкретной проблемной площадки, в целом проблему не решают. Проблема обманутых дольщиков как не решалась в действительности, так государством и не думает решаться.

Реформирование строительной отрасли под лозунгом помощи и защиты потенциального покупателя фактически не улучшает ситуацию для простого участника строительства. Государство по прежнему гарантирует лишь защиту прав при банкротстве застройщика, но не достройку недостроя и получение дольщиком обещанного жилья. Деньги простых покупателей по новому закону привлекать по-прежнему можно. Что же касается дольщика, то он как и раньше рискует потерять свои деньги. Тут никаких изменений не произошло. Только если раньше эти деньги шли застройщику, то теперь деньги за покупку квартиры на стадии строительства покупателю нужно будет нести в специально аккредитованные банки. Там ваши деньги положат на специальный депозит, то есть кроме застройщика появляется еще и посредник — банк.

При этом банк не собирается вести никакой коммерческой деятельности, помогая застройщику успешно реализовать проект. Оценивать риски строительного проекта, решать вопросы с администрацией, платить штрафы за задержку сроков строительства, которая в реальной жизни зависит от сотни совершенно неожиданных причин. Даже если застройщик «семи пядей во лбу», а помощниками у него одни профессионалы, предусмотреть и просчитать растущие макроэкономические риски невозможно. И это все при том, что снижение покупательской способности продолжается, а спад продаж никакое правительство запретить не в состоянии. Банк готов только распоряжаться деньгами дольщиков, при этом совершенно не гарантируя, что дольщик не останется обманутым. 

Главное, ради чего все и затевалось — застройщик сможет получить эти деньги у банка, но под процент! Сегодня застройщик берет в банке в среднем под 20%, остальные 80% денег приносят дольщики. То есть благодаря новому закону стоимость строительства для застройщика заметно вырастет в цене, а риски из-за которых идет непрерывный рост числа обманутых дольщиков, никуда при этом не денутся, а даже возрастут.

Очевидно, большие объемы предложения продолжают толкать цены на жилье вниз и спрос по прежнему существенно ниже существующего предложения. Это не позволяет застройщикам повышать цену на новостройку при покупке его потенциальным покупателям. При этом растет число граждан, которые не могут позволить приобрести будущую квартиру даже по существующим сегодня ценам. Соответственно прибыль в строительном бизнесе будет снижаться до неприемлемых для ведения коммерческой деятельности величин. Результат — банкротство застройщика и невозможность исполнения его обязательств перед дольщиками. Проще говоря, с прибылью в любом случае останутся банки, а остальные участники могут довольствоваться заботой, которую для их же блага проявило государство.

Одно плохо: кроме слов и деклараций о том, что все эти законы приняты для блага дольщиков, в действительности нет ничего, заботу в карман не положишь и квартиру с ней не получишь. Тем более, что ответственность за очередное причинение добра, вместо гарантий получения нового жилья, никто не несет.

 Теперь для того, чтобы сэкономить на покупке несуществующей квартиры и вложиться в проект еще на уровне котлована, придется заключать соглашение через банк. Именно финансовые организации теперь будут следить за всем движением средств — банки будут принимать деньги населения, размещать их на специальных (эскроу) счетах, где средства дольщиков будут лежать до тех пор, пока объект строительства не будет возведен до конца, если при этом не обанкротится сам застройщик или пока у банка не отберут лицензию. Застройщик к этим деньгам не будет иметь доступа вообще, но сможет получить в банке кредитную линию под залог этих средств на строительство объекта. В остальном все будет по прежнему. Государство гарантирует лишь защиту прав при банкротстве застройщика, но не достройку недостроя и получение дольщиком обещанного жилья.

В случае, если подобный сценарий состоится, а в ухудшающейся экономической ситуации риск возникновения проблем у дольщиков резко увеличивается, то по закону о банкротстве застройщика государство предлагает потерпевшему решать проблемы с жильем самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *