Идеал маленького креативщика

Идеал маленького креативщика

Образ «экономической мечты», который греет сердца настоящих креативных хипстеров — достаточно прост. Встроиться, влезть в единую мировую систему разделения труда. Всякие грязные и нудные процессы будут делать где-то в других местах. Пусть китайцы плавят сталь, вертят гайки на конвейерах. А умные, профессиональные, креативные люди будет заниматься «чем-то уникальным» — создавать некий продукт, который разойдется по всему миры, именно в силу своей необычности/востребованности позволит получать доходы и обеспечивать себя всем необходимым без этих скучных заводов и отвратительных рудников. Не далее как позавчера разговаривал с носительницей такой точки зрения — в пример мне приводилась Эстония, где «половина бюджета от единственной проданной компьютерной программы». Эта носительница не знала, что должна или что может производить Украина — «я не экономистка» — но была свято уверена, что так будет.

Разберем немного эту идею.

Да, одна из предпосылок у неё вполне обоснована: мировое разделение труда повышает уровень разработок. Можно вспомнить Союз — когда условных «Ивановский завод» производил эрзац-магнитофоны, и они были «какие-то не такие», а в Японии, блин, какие вещи могли делать. Вопрос не только в «проклятой советской власти». Просто японские товарищи создали коллектив побольше, который получал информацию получше, пользовался большее широким выбором поставщиков, имел больше рынок, а потому реализовывал большее разнообразие моделей. «Ивановский завод» мог бы постараться — но был ограничен как в получаемых средствах, так и в людях. Деньги шли на оборонку, а люди туда же, в «почтовые ящики» (секретные заводы). Запас хороших специалистов был ограничен. Потому конкретный директор конкретного Ивановского завода располагал малость устаревшими станками, слабо мотивированными, не лучшего качества персоналом и набором уворованных/купленных разработок. Он принимал решение в стиле «наименьшего сопротивления» — копировать без фанатизма.

Условно говоря: чем больше система, чем выше у неё разнообразие, тем лучше каждый отдельный товар, и больше в ней специфических ниш, куда можно «инкорпорироваться».

Проблемы возникают с другой стороны. Есть известный уголовный принцип «зачем платить, если можно этого не делать?» Зачем некоему торговцу платить за некий уникальный товар, если можно отобрать его? «Мы продаем вам кофейные зерна, тщательно отобранные у негров» (не моё). В мире налажена и вполне себе действует система неоколониализма. Когда из очередного «Зимбабвостана» вывозятся все возможные ресурсы — даются щедрые взятки руководству, да и оно само радо стараться. А детишки этого руководства учатся в английских школах, пенсионные накопления хранятся в швейцарских банках. Да и сами чиновники (из тех, кто перед камерами не особо светился) под старость рассчитывают перебраться «на Лазурное побережье». Чего тут долго расписывать — почитайте у Пелевина про Уркаину. ( Про Уркаину. 🙂 Произведение S.N.U.F.F. ). Но все до одного креативные хипстеры свято верят, что они то — не какие-нибудь негры! Они — белые люди (во всех смыслах этого слова). Вот замечательное фото белого человека в процессе инкорпорации…

647432_600

Да, креативные хипстеры понимают, что придется принять какую-то политическую позу, отказаться от армии, вооружений, от кучи каких-то заводов (кому они нужны?). Словом, повторить славный путь Прибалтики. Но как только они получат заветный собачий жетончик документ о европейском статусе — все. Они свои. Окончательно и бесповоротно свои, их поддержат субсидиями. НАТО защитит их от кого угодно. Венецианская комиссия растолкует все законы… Проблемка в том, что ни цвет кожи, ни антропологический тип, ни уровень владения английским языком, ни уровень демократических процедур — не определяют для территории её вхождение/не вхождение в ядро капиталистического мира.

Условно говоря — в экономическом смысле твоя страна может быть «негром», самым последним отбросом, парией — хотя там обеспечены права геев и аккуратно кастрируют бродячих собак. И даже больше — круг «своих» — может не только расширяться, но и сужаться. По множеству параметров. В 1960-70-х Япония числилась в «любимчиках». Для японских товаров были открыты американские рынки, в Японии строились АЭС по американским технологиям, все было здорово (понятно, «военное присутствие»). Но когда в 1980-х стало ясно, что «пирога на всех не хватает» — Японию притормозили. Ничего страшного — просто поколдовали с курсом йены. И что? Того бурного развития 1970-х нет. Страна живет, открытия совершаются — просто долгов теперь выше крыши и население постарело. Потому японцы сейчас армию с флотом и восстанавливают: понимают, что впереди серьезные кризисы, и лучше иметь авианосцы, чем не иметь…

Аргентина дважды ударилась о дефолт. «Сама виновата», сказали умные хипстеры. Но там еще есть шансы на улучшение экономики. С Грецией — куда более суровый случай. Население в 80-90-х раскормилось, потом резко обнищало. Попутно куда-то делась промышленность. Выхода из нищеты не видать. С Болгарией совсем плохо. То есть все документы — в порядке. Население только из страны валит, куда может. Протесты ничего не дают — правительства меняются как презервативы, а пассивное положение остается. Про Ливию помолчим…

149295_original

И происходят такие вещи не от «злобных маньяков, управляющих миром». Нет. Процессы вполне объективные. — есть единая мировая финансовая система (без Северной Кореи); — мировая торговая система сравнительно целостна; — нет единой мировой политической системы. Хипстеры немедленно закричат о своей интеграции в политическую систему. Будут всякими хартиями размахивать. Ага. Вы можете представить себе выборы президента Земли? Прямым тайным голосованием? Что, страшно??? Даже Европа четко разделена на старую и новую, на первый, второй, пятый, десятый сорта. Поэтому государства, где вполне может быть демократия, но которые контролируют мировую финансовую (и торговую) систему — будут брать от это системы столько, сколько надо для себя и своих избирателей. Это клуб. Пока был некий общий враг, в этот клуб могли частично впустить — как выпустили послевоенную ФРГ и Японию, как потом пустили Южную Корею. Им позволили развивать у себя промышленность, открыли рынки. Но шарик закончился. Свободных рынков больше нет. Сейчас «умеренно демократическими» стали почти все страны мира. Трансферт технологий почти мгновенный (для тех, кто может их освоить). Ресурсы ограничены. Потому хозяева клуба не будут пускать за стол новых игроков.

Лакеи — да, нужны. «Рван Дюрексы и Дран Котексы» получат свои пенсионные накопления. Но реально за стол сесть могут страны, которые сами по себе. У которых своя промышленность и не слабые вооруженные силы. Китай. Индия. И чтобы поторговаться с ними, в унитаз всегда можно смыть партию очередных креативных хипстеров — когда страна, лишенная промышленности, становится просто экспортером леса (Латвия), источником руды (будущее Украины) или поставщиком «антропологически корректной» рабочей силы. Лишних людей в тех странах — всегда будет очень много.

Источник: http://politikus.ru/articles/22923-ideal-malenkogo-kreativschika.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *