Загадки истории. Граф Калиостро и ожерелье Марии Антуанетты

Здравствуйте, наши уважаемые читатели. Чем бы вы до этого не занимались, отложите все дела в сторону, так как сегодня вы вновь в гостях у сайта «НАСТОЯЩАЯ ШАМБАЛА» и настало время очередной «интересности» —  детективной истории связанной с драгоценными природными камнями. Мы расскажем вам сегодня о знаменитом скандальном деле, вошедшем в историю под названием «Ожерелье королевы», которое до сих пор будоражит многие любознательные умы. Еще бы! Ведь в нем замешаны королева Франции Мария-Антуанетта, кардинал и политик Луи де Роган, небезызвестный граф Калиостро, авантюристка Жанна де Люз де Сен-Реми де Валуа графиня де Ла Мотт, а также изумительной красоты бриллиантовое ожерелье баснословной цены. Роковая драгоценность сплела воедино судьбы очень разных людей, а многие детали этой истории до сих пор представляются загадкой.

«Дело об ожерелье» — афера, которая послужила ни много ни мало толчком к Буржуазной Французской революции. В центре ее оказалось дорогое бриллиантовое ожерелье. Несмотря на имя, закрепившееся за ним в истории — ожерелье королевы — Мария-Антуанетта никогда им не владела. Хотя многие современники в этом и сомневались.
Париж конца XVIII века – колыбель научного рационализма, столица Просвещения. Но именно в этом царстве разума нашли себе прибежище шарлатаны всех мастей. Как ни странно, успехи естественных наук сильно способствовали увлечению оккультизмом и всеми областями иррационального. Чудеса техники поражали воображение и укрепляли веру в чудеса сверхъестественные. Как писал Мирабо, «границы возможного сильно расширились, и реальное уже не всегда кажется правдоподобным».

ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ. С тех пор, как история с «Ожерельем королевы» стала достоянием общественности, многие пытались докопаться до истины в этой темной авантюре. Первыми были члены французского парламента, каковой это дело разбирал. У каждого из причастных к скандалу имелась своя версия — и у ювелиров, и у королевы, и у кардинала, не говоря уже о графине де Ла Мотт. Она же, кстати, положила начало художественному отображению истории с ожерельем: мемуары графини, правдивость которых, впрочем, весьма и весьма сомнительна, стали первой, в череде многих, книгой, где об этом рассказывается. К истории об «ожерелье королевы» приложил руку и Александр Дюма, изложив свою версию событий в одноименном романе, также весьма далеком от достоверности — склонность замечательного писателя вольно обращаться с историческими реалиями в угоду сюжетной занимательности и драматичности хорошо известна. Очень подробно пытался разобраться в этой истории Стефан Цвейг в книге «Мария-Антуанетта». Не остался в стороне и Голливуд: в 2001 году был выпущен фильм «История с ожерельем».

Вообще-то, разобраться в истории действительно мудрено — слишком много в ней интригующих деталей, странностей и несоответствий. Ключевой фигурой, разумеется, является королева Мария-Антуанетта. Мировая история знавала многих королев с плохой репутацией и роковой судьбой. Но за обезглавленную на гильотине французскую королеву становится даже обидно: долгое время ее представляли просто какой-то Мессалиной, да еще и дурой вдобавок, хотя на самом деле она не отличалась разнуздоностью и была далеко не глупа. Но рок словно избрал эту женщину своей жертвой.
Любопытно, что 1 ноября 1755 года, буквально накануне дня (2 ноября), когда Мария Терезия, супруга императора Священной римской империи Франца I, разрешилась от бремени своим пятнадцатым ребенком — девочкой, нареченной Марией Антонией, — в столице Португалии Лиссабоне произошло разрушительное землетрясение, унесшее множество жизней. А ведь король и королева Португалии были выбраны в крестные новорожденной! Все сочли это очень дурным предзнаменованием для ребенка.

Однако поначалу казалось, что судьба благоволит к Марии Антонии: она росла здоровой и веселой. Весь двор ее опекал: двое из шестнадцати детей Марии Терезии умерли во младенчестве, еще трое скончались от оспы в отрочестве. Мать Марии Антуанетты Мария Терезия была строгой матерью. Императрица тщательно следила за воспитанием и образованием своих детей по программе, разработанной ею самой. Тем не менее, несмотря на всю строгость Марии Терезии, учителя отмечали, что живая и веселая Мария Антония проявляет склонность к легкомыслию: несмотря на изрядный интеллект, хорошо усваивала она только то, что могло ее развлекать. Это в полной мере проявлялось и впоследствии, когда четырнадцатилетнюю австрийскую эрцгерцогиню Марию Антонию выдали замуж за наследника французского престола, и она стала Марией-Антуанеттой, дофиной, а позже — королевой Франции.

Марию-Антуанетту во Франции сразу же невзлюбили: величали «австриячкой», всячески злословили на ее счет. А все потому, что легкомысленный нрав, молодость, неопытность и одиночество в чужой стране не позволили ей выработать правильную линию поведения. Придворная жизнь Марии-Антуанетты состояла из балов, приемов и сплетен. А когда муженек наследовал своему венценосному деду Людовику XV, став Людовиком XVI, Мария-Антуанетта с еще большим размахом погрузилась в пучину развлечений.
Слабохарактерный, по уши влюбленный король во всем потакал супруге. Мудрая Мария Терезия в письме выразила крайнюю обеспокоенность по поводу дочери: «Судьба ее будет либо блистательной, либо глубоко несчастной. Король, министры находятся в крайне трудном положении, дела государства запутанны и расстроены, а она так молода! У нее никогда не было и, пожалуй, никогда не будет серьезных стремлений».

Кстати королеве Франции Марии-Антуанетте приписывают фразу «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!», которую она якобы произнесла, узнав, что крестьяне голодают. Но впервые эту фразу записал Жан-Жак Руссо, когда Мария-Антуанетта была ещё ребёнком. Напомним любознательному читателю, что знаменитая фраза по поводу пирожных – не более чем вымысел. Историки давно доказали, что принадлежать жене Людовика XVI она просто не могла. Кстати, в оригинале фраза звучит несколько иначе, чем в привычном русском варианте: «Qu’ils mangent de la brioche» (франц. «Пусть они едят бриоши»). Впервые эти слова упоминаются в знаменитой «Исповеди»1 Жан-Жака Руссо. Однако не совсем в том виде, в котором их привыкли цитировать.

Тут мы и подходим к истории с бриллиантовым ожерельем. Его заказал у парижских ювелиров Бемера и Бассанжа Людовик XV для своей любовницы графини Дюбарри. Но умер, так и не выкупив ожерелья у ювелиров. Не так-то просто оказалось найти нового покупателя для богатого ожерелья. В Европе не нашлось ни одного желающего. В конце концов, ювелиры попытали счастья у нового короля Людовика XVI и его жены Марии-Антуанетты, запросив за украшение 1,8 миллиона ливров. Те предложили купить ожерелье новой королеве — Марии-Антуанетте. Несмотря на все свое легкомыслие и любовь к
драгоценностям, она не решилась просить у короля денег на покупку: казна была истощена, а за ожерелье просили колоссальную сумму — более миллиона ливров. А Людовик XVI предпочел на те же деньги купить несколько военных кораблей.

В те времена при дворе отиралась весьма примечательная дама — графиня де Ла Мотт. Рожденная в бедности, она, тем не менее, рассказывала о своем высоком происхождении — будто бы ее предком был Анри де Сен-Реми, внебрачный сын короля Генриха II Валуа. Красота девицы, а также звучное имя — Жанна де Люз де Сен-Реми де Валуа — позволили ей удачно выйти замуж за графа де Ла Мотта. Кстати говоря, Жанна де Ла Мотт впоследствии послужила прототипом сразу двух героинь, созданных Александром Дюма: коварной миледи из «Трех мушкетеров» и Жанны де Ла Мотт из «Ожерелья королевы». Тут некая графиня Жанна де Ла Мотт, просто не смогла остаться в стороне. Эта женщина из любого человека умела вытянуть деньги. Вот уже несколько лет она жила за счет своего любовника кардинала де Рогана – и не одна, а с мужем. Великолепное ожерелье манило Жанну не своим блеском, а своей стоимостью. И в итоге ею был разработан план, казалось бы блестящий как бриллианты в злополучном ожерелье.

Мсье де Ла Мотт вполне разделял склонность жены к авантюрам. Оказавшись в Париже, парочка зажила на широкую ногу: Жанна стала любовницей знатного и богатого кардинала Луи де Рогана. Кардинал ввел графиню в высшее общество, и вскоре она стала рассказывать всем о своей близкой дружбе с королевой. Надо сказать, что сам кардинал Роган был у Марии-Антуанетты в немилости: его не жаловала матушка королевы Мария Терезия, когда тот был послом в Вене. А кардинал очень хотел добиться расположения Марии-Антуанетты, дабы упрочить свою пошатнувшуюся политическую карьеру: ведь король всегда прислушивался к мнению жены.

Зная о том, что опальный Роган мечтает понравиться королеве и вернуться в Версаль, Жанна убедила кардинала, что уговорит королеву встретиться с ним в саду. Роган помчался на место свидания, где действительно увидел прекрасную монархиню. Только роль ее играла горничная графини Николь Леге, необычайно похожая на королеву лицом и фигурой. Вуаль, грим и полутемный сад завершили превращение. «Королева», в знак своего благоволения, дала кардиналу поручение тайно купить для нее ожерелье. Только расплатиться она за него обещала в течение двух лет. Роган обратился к Бемеру. Ювелиры уже были предупреждены Жанной де Ла Мотт, что к ним явится посланник королевы. На радостях они сделали кардиналу скидку в двести тысяч ливров, условившись, что деньги будут поступать каждые полгода. Жанна получила неплохой куш от обеих сторон «за посредничество», но это были только цветочки.

Окончательно убедив Рогана в том, что просьба исходит от королевы поддельной подписью Марии-Антуанетты (творение еще одного любовника Жанны Рето де Вийетта), Ла Мотт убедила посодействовать афере и самого Калиостро. До сих пор неясна роль великого авантюриста в этом деле — знал он о масштабах мошенничества или просто оказал услугу графине. Но Калиостро провел спиритический сеанс и торговую сделку одобрил.
Кардинал получил от ювелиров ожерелье и тут же передал его Ла Мотт. Тем же вечером графиня вместе с мужем и Вийеттом варварски расковыряли украшение на камни. И отправились их продавать по бросовым ценам. Удача настолько вскружила головы аферистам, что они даже не подумали бежать из страны.

Подошло время второго платежа, но денег не поступило. Несколько раз графиня оттягивала его, как могла, пока кардинал не сообразил сравнить настоящую подпись королевы с той, что хранилась в его бумагах как память о сделке. Подделка! Роган впал в депрессию, а ювелиры тем временем обратились за деньгами к самой королеве. Вот тут-то и разразился скандал.
Пораженная Мария-Антуанетта потребовала от супруга разобраться в этом деле. Она заявила, что и не думала покупать такое дорогое ожерелье, да еще тайно от мужа, да еще при посредничестве ненавистного Рогана. А с «близкой подругой» Жанной де Ла Мотт вообще незнакома. Роган был вызван пред королевские очи, но внятных объяснений дать не смог: мямлил что-то о том, что сам обманут графиней Ла Мотт, а где она сама и где ожерелье — не знает. Когда его спросили, как же он смел покупать от имени королевы ожерелье без ее согласия, Роган заявил, что имеет письма, подписанные королевой, в которых она обговаривает с ним условия сделки. «Прозревший» кардинал посетовал, что, как видно теперь, и письма были поддельные.

Королева в ярости потребовала арестовать кардинала. Арестовали всю честную компанию: кардинала, графиню де Ла Мотт, а заодно ближайшего друга и советчика Рогана, известного авантюриста Алессандро Калиостро (с которым Жанна весьма сдружилась). Правда, перед арестом кардинал успел отдать распоряжение, чтобы поддельные письма королевы были сожжены. Зачем ему это понадобилось? Ведь письма могли стать еще одним доказательством, что он и сам был обманут. Странно все это…

При допросах сложилась следующая версия. Зная желание кардинала сблизится с королевой, Жанна задумала аферу. Она писала от имени королевы подложные письма, в которых обещала кардиналу милости, если он поможет с покупкой ожерелья. Завладев ожерельем, Жанна и ее муж попытались сбыть его по частям. Но камни были слишком приметными, и граф де Ла Мотт отправился с бриллиантами в Лондон. Таким образом, кардинал Роган представился невинной жертвой коварной Жанны де ла Мотт. Рогана и Калиостро отпустили, а Жанну высекли публично, заклеймили как воровку и приговорили к пожизненному заключению.

Вот интересно, каким же образом Жанна намеревалась объясняться с любовником, когда обман был бы раскрыт? Или они с мужем хотели бежать, прихватив бриллианты? Но весьма недальновидно было бы терять такого покровителя, как кардинал. И приобретать врагов в лице короля, королевы и кардинала де Рогана. По версии следствия, супруги Ла Мотт рассчитывали, что узнав об обмане, Роган замнет дело и оплатит ожерелье полностью, чтобы не выставлять себя на посмешище. Весьма сомнительная версия: как выяснилось, финансовые дела кардинала были расстроены непомерными тратами. И все знали об этом, в том числе, ювелиры Бемер и Бассанж. Вообщем все как обычно: аферисты продумали саму аферу, но совершенно не пожелали думать о реальных последствиях, посчитав как и многие до них и после них, что все как-нибудь чудесным образом рассосется. Итог закономерен — не рассосалось, пришлось отвечать за подобное пренебрежение здравым смыслом. Радость от вроде бы удачно совершенного преступления оказалась очень недолгой.

А может, кардинал сам задумал эту аферу, чтобы приобрести ожерелье в рассрочку, пользуясь именем королевы: ему бы ювелиры в кредит не поверили, а под королевское слово — пожалуйста? Кто знает… Во всяком случае, кардинал вовсе не выглядит наивным простаком: одна его дружба с Калиостро чего стоит! Как бы то ни было. Сами исполнители всегда остаются крайними…

Зато освобождение кардинала общественность восприняла с восторгом: он приобрел ореол мученика, пострадавшего от взбалмошной «австриячки». Графиня де Ла Мотт также недолго просидела в тюрьме: ей удалось бежать к мужу в Лондон, где она и выпустила свои скандальные мемуары, в которых вовсю чернила Марию-Антуанетту, заявляя, что королева была причастна к афере с ожерельем. Во Франции ей охотно поверили: слишком плохо там относились к королеве. Таким образом, пострадавшая королева стала чуть ли не главной виновницей!

Бедняжка: злая судьба преследовала эту женщину с тех пор, как она переселилась во Францию. Конец же королевы был плачевен: в 42 года она сложила голову на плахе, обвиненная революционным Конвентом во всех смертных грехах, вплоть до сожительства с собственным несовершеннолетним сыном. Всем известно, как начиналась Великая французская революция (1789-1794 гг.) Франция взбунтовалась против сумасбродства и расточительности французского королевского двора, причем частично их гнев был вызван слухами о развратном поведении королевы Марии-Антуанетты.
Последней каплей стала ее неудачная шутка, когда она в ответ на сообщение о том, что народ жалуется на отсутствие хлеба, сказала: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные». Однако один из ведущих специалистов по истории Франции XVIII века недавно предъявил доказательства того, что истории о поведении Марии-Антуанетты были придуманы лондонскими преступниками, которые шантажировали французскую королевскую семью. Аферисты напечатали памфлеты с этими обвинениями, а затем пригрозили отправить их во Францию. Людовик XVI заплатил им за то, чтобы они уничтожили бумаги. Однако Саймон Барроуз из Университета в Лидсе обнаружил, что одна из копий каким-то образом попала в Бастилию, а после штурма тюрьмы в 1789 году оказалась размноженной, и сотни тысяч экземпляров пасквиля оказались в руках кипящего от праведного гнева народа.

Интересно, что Бомарше, автор «Женитьбы Фигаро», писал в своих мемуарах, что принимал участие в сокрытии памфлетов о королеве уже в 1770-х годах. Видимо, копии памфлетов были направлены в Бастилию судебными чиновниками в качестве материала, предназначавшегося для тайных агентов. Но волею случая эти взрывоопасные бумаги оказались в руках толпы, ворвавшейся в тюрьму.

Сама же графиня зачем-то задержалась в Париже, была арестована и на допросе объявила, что центром и автором всей интриги был граф Калиостро. Впрочем, версия графини де Ламотт была довольно путаной. Известно также, что спустя несколько лет она, перебравшись в Англию, успешно шантажировала королевский дом Франции какими-то письмами, связанными Граф Калиостро и ожерелье Марии Антуанетты с делом об ожерелье. Так что, возможно, на Калиостро была возведена напраслина, а королева и кардинал были все-таки замешаны в этой афере.

Многие современники не верили, что Мария-Антуанетта не при чем, тем более что общество ее не любило. Ведь она и правда частенько покупала дорогие безделушки втайне от мужа и кутила на балах, а значит, по мнению большинства, которое всегда считает себя непогрешимым и никогда не признает, что его мнение далеко от истины, вполне могла сама устроить всю аферу. Тяжкое наказание для Ла Мотт сочли признаком вины королевы. Гете назвал процесс «интригами, разрушающими достоинство королевской власти». А опубликованные через несколько лет мемуары Жанны, где королева представала развратницей и прелюбодейкой, стали настольным чтивом для многих революционеров. Так «дело об ожерелье» подтолкнуло Францию к революции.

Как бы там ни было, но 21 августа 1785 г. весь Париж был поражен известием о том, что граф Калиостро арестован и заточен в Бастилию. Вскоре состоялся суд. Калиостро и его адвокаты провели дело вполне успешно. Хотя, как иронически заметил один из очевидцев процесса: «Впервые под сводами Дворца Правосудия раздавалась речь о подземельях Мемфиса и лабиринтах пирамид.» Калиостро был в конце концов оправдан за недостатком улик. И даже на некоторое время стал народным героем как жертва режима. Но Людовик XVI на следующий же день после суда прислал графу Калиостро предписание в 24 часа покинуть Париж и в двухнедельный срок – пределы королевства. Что Калиостро и сделал. Предварительно он проклял ненавистную Бастилию и предсказал, что простоит она недолго и обратится в прах. Так и случилось. Не прошло и десяти лет, как Бастилия была сметена бурей Французской революции, а Мария Антуанетта лишилась головы.

Кстати: та, которой изначально предназначалось роковое бриллиантовое ожерелье, графиня Дюбарри, также была казнена в годы французской революции.
А КУДА ЖЕ ДЕЛОСЬ ОЖЕРЕЛЬЕ? Ла Моттам все-таки удалось распродать бриллианты? Это до сих пор неизвестно. Тем более, что есть престранные сообщения. Будто бы, когда после падения Коммуны реставрировали сильно пострадавший во время революции от пожара дворец Тюильри, где некоторое время жили король с королевой, рабочий нашел некий сундук. Его вскрыли в присутствии первого министра и мэра Парижа — там оказались сокровища Бурбонов. Между ними находилось изумительной красоты бриллиантовое ожерелье… идентифицированное как «ожерелье королевы»! Сокровища отдали не в казну, а представителям династии Бурбонов, родственникам казненного Людовика XVI Бурбона. Действительно ли это было то самое, роковое ожерелье, и где оно теперь — неизвестно. Сейчас имеется лишь реконструкция знаменитой драгоценности.

Существует прелюбопытная версия дальнейшей судьбы графини де Ла Мотт. На территории международного детского центра «Артек», расположенного в Крыму, находится маленький домик, где теперь, вроде бы, располагается музей основателя и первого директора «Артека» Зиновия Соловьева. Но до сих пор зданьице это именуют либо «Чертов домик», либо «Домик миледи», так как в 1820-е годы там проживала некая загадочная графиня де Гоше, которая на самом деле, якобы, была не кто иная, как Жанна де Люз де Сен-Реми де Валуа графиня де Ла Мотт. По преданию, в конце жизни Жанна обрела приют в Крыму, поселившись в глухом урочище Артек. Там она, якобы, и похоронена. Могила ее затерялась, а что стало с остатками бриллиантов из ожерелья — не известно. Вроде бы, до самой смерти у графини видели шкатулку, которую она очень берегла. Во всяком случае, артековские поверья именно с Жанной де Ла Мотт связывают появление самого известного артековского приведения — Белой Леди. Говорят, это дух графини стережет сокровище, зарытое где-то поблизости.

ИСТОЧНИК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *