Строительные пирамиды в России. Матричная схема

Термин «матричная схема» является дословным переводом английского термина. Синонимами матричной схемы в английском языке также являются термины «элеваторная схема», «эскалаторная схема», «лестничная схема» (см. английский вариант данной статьи). Матричная схема похожа на финансовую пирамиду

Участники схемы добавляются в очередь за товаром в порядке их присоединения к схеме. Затем они получают товар в порядке этой же очереди. Цена, по которой продаётся товар в матричной схеме, ниже рыночной, поэтому собранных с покупателей денег никогда не хватит, чтобы произвести или купить товар для всех покупателей. Поэтому товар отдаётся только первым по списку покупателям, а остальные ждут прихода в схему новых людей и новых вложений. Таким образом, период времени между оплатой покупки и получением товара в матричной схеме больше, чем при обычном способе производства или торговли. Организатор схемы обычно успокаивает покупателей, списывая задержки на проблемы при доставке или на проблемы производства.

Постоянный приток покупателей обеспечивается рекламой и низкими ценами. Уязвимым местом матричной схемы являются задержки. Если задержки становятся слишком велики, покупатели начинают бояться, что они не получат товар вообще, как следствие, появляются отрицательные отзывы и поток новых покупателей снижается. Из- за нехватки новых денег задержки растут ещё больше, и этот порочный круг приводит к краху схемы.

Примером матричной схемы являются «строительные пирамиды» при долевом строительстве. Они имеют следующие признаки: покупатели квартир привлекаются в схему ценами ниже рыночных; количество действительно построенных объектов ниже, чем заключено контрактов; постройка не укладывается в сроки или же вообще не оканчивается, и покупатели вселяются в неоконченные квартиры самозахватом; участники покупают ещё не построенные квартиры, то есть между вложением денег и получением квартиры по условиям контракта должен пройти значительный промежуток времени; когда инвесторы начинают беспокоиться, у организаторов схемы явно прослеживается нехватка денег.

Особенностью схемы в долевом строительстве является вовлечение государством все большего числа граждан, нуждающихся в покупке жилья, не имеющих финансовой возможности приобрести жилье через собственные накопления и, вынужденных вступать в ипотеку. Сделка по покупке обещаний жилья, таким образом, увеличивается почти в два раза. Особыми условиям такого «развода» в строительстве является полное отстранение участника долевого строительства от контроля за расходованием денег дольщиков, что дает возможность снизить реальные затраты застройщика на 30-40 % за счет снижения качества строительства и строительных материалов.

Еще порядка 30% покупатель вынужден тратить для доведения квартиры до конечного завершенного строительства. Но основная задача застройщика – это успешно выйти на банкротство и бросить недострой как объект незавершенного строительства. Теперь это позволяет делать Закон «О несостоятельности (банкротстве)», т.е. передавать объект незавершенного строительства дольщику при оплате им 100% цены договора, но при реальной готовности объекта 50%- 60%. Так, арифметика проста: порядка 40% денежных средств дольщиков растекаются по карманам непорядочных застройщиков и тех, кто открыл им «зеленый коридор» для входа в сомнительный строительный бизнес.

Зачастую в схеме заложен механизм ликвидации застройщика, через его банкротство или иную схему выхода из проекта на стадии готовности СМР (строительно-монтажных работ) от 60% до 80%, иногда и на стадии котлована. Основными законами, регулирующим отношения между застройщиком и дольщиками, являются Закон от 30.12.2004 N214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве», Закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество, Гражданский кодекс РФ. Именно этот механизм защищает застройщика от уголовной ответственности за многочисленные брошенные дома через ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Таким образом, участник долевого строительства получает жилье с задержкой от 3 до 15 лет, деньги дольщика обесцениваются, а достройка ложится на плечи тех же налогоплательщиков — граждан для дальнейшего выделения денег для обеспечения жильем «обманутых дольщиков» через бюджеты различных уровней. Срок решения проблемы жилья для россиянина составляет 20-25 лет, т.е. одну треть жизни. Чем не социально-экономическое рабство? Схема предусматривает тройную затрату гражданами денежных средств от суммы, реально озвученной в договоре долевого участия в строительстве. Косвенно, именно тройной ущерб в виде дополнительных капитальных вложений требуется на достройку брошенных объектов, но никто не считает и не показывает ущерб и убытки от таких финансово-строительных схем.

Роль государства в организации матричных схем в строительстве заключатся в постоянном обеспечении все новых и новых покупателей на рынке жилья, с привлечением государственной поддержки по ипотеке, выдаче специальных сертификатов, предоставлением скидок банками по ипотечному кредиту отдельным категориям граждан. Расширение сегмента покупателей обеспечивается за счет маркетинговых проектов: молодой семье — квартира, учителю – квартира, военному – квартира, пенсионеру – квартира, ученому — квартира. Происходит замещение достойной оплаты труда бонусами от государства, но схема опосредована интересами строительных лобби, банков и чиновников, включенных в процесс согласований и дележки привлеченных денег дольщиков.

Дольщику никто не скажет сколько реально ушло его денег на стройматериалы и строительство, а также сколько он оплатил за услуги застройщику. Деньги собираются в общий котел и распределяются по всем статьям расходов, от рекламы до оплаты разрешительной и проектной документации, закон о долевом строительстве позволяет тратить деньги граждан на все объекты инфраструктуры: от очистных сооружений до фонарных столбов, автостоянок и т.д. В этом смысле происходит казус, ведь государство в виде программ поддержки жилищного строительства, выдает деньги банкам на погашение расходов на жилье и софинансирует через гос.программы строительство инженерной и коммунальной инфраструктуры. При этом проверка застройщика и банка- инвестора со стороны гос. органов носит формальный характер, все охраняется коммерческой тайной. А дольщик реально уплачивает как налогоплательщик двойные налоги, содержа при этом застройщиков,банки, подрядчиков, чиновников и т.д.

На нижеприведенной «Схеме взаимодействия участников СП» без стеснения представлена вся суть исполнения обязательств перед дольщиками в виде недостроенного дома в центре схемы. А заключается эта схема, прежде всего, в создании системы оборота денежных средств покупателей жилья (граждан) и инвесторов в лице банков, финансовых групп и застройщиков. Схема, по-сути, отражает весь смысл жилищного строительства – привлечь деньги в финансовый оборот, т.е. в ней нет задачи построить жилье, никто не ставит условия и задачу выполнить строительно-монтажные работы на 100%. Перед подрядчиком опять же не ставиться задача выполнить СМР на 100%, можно и не выполнить, и выйти из игры, опять же, через процедуру банкротства. Что, собственно, и приводит к передаче объекта незавершенного строительства в собственность дольщику, в лучшем случае, а зачастую и к полной потере денег и квартиры.

Так, при остановке строительства, дольщик прекращает платить застройщику, а это означает, что уже дольщик считается не исполнившим свои обязательства и застройщику дается право в одностороннем и внесудебном порядке расторгнуть договор долевого участия. Говоря криминальным языком, – это «перевод стрелок» от непорядочных застройщиков на дольщиков. А здесь уже другая схема – «обманутый дольщик», которому надо строить и выделять жилье из бюджетов региона, городов, государства. Все это свидетельствует о том, что такая схема ничем не отличается от финансовых схем МММ, Властелины и т.п. Механизм обеспечения жильем граждан вопреки государственных програм по обеспечению жильем граждан России превратился в хорошо отточенный криминальный механизм отъема трудовых денег, с которых уплачены налоги государству

Что же узаконило такой расклад вещей в жилищном строительстве? Во-первых, это сам ФЗ-214, который «защитил», как принято говорить, граждан — участников строительства жилья и еще каких-то, неведомых им, объектов недвижимости. В 2006 году была внесена интересная поправка в этот закон: застройщику позволили в одностороннем порядке расторгать договор долевого участия, если застройщик прекращает стройку, а участник долевого строительства, соответственно, прекращает исполнять свои обязательства — оплачивать строительство. Кроме того, была исключена субсидиарная ответственность банков — кредиторов стройки перед дольщиками за неисполнение обязательств застройщика по завершению строительства. Вышеуказанные поправки Госдума приняла 30 июня 2006 г., а Совет Федерации одобрил их 7 июля 2006 г. Президент РФ В. Путин 20.07.2006 г. подписал данные изменения в Федеральный закон №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости».

Но, вот только казус в том, что по Жилищному кодексу РФ, жильем признается помещение, предназначенное для круглогодичного проживания, а дольщик получает недострой в виде объекта незавершенного строительства. По сути, тогда банк обязан вернуть дольщику проценты по уплате ипотеки, т.к. цель не достигнута, жилье не построено. Ведь банк получал субсидии от государства из бюджета – именно на кредитование жилья, а не объекта незавершенного строительства. Логично было бы банк лишить этих 4-5% субсидированных государством на софинасирование ипотечных кредитов на приобретение ЖИЛЬЯ! Ведь, по результату, государство из бюджета выделило не на жилье, а деньги на приобретение стройматериалов, в лучшем случае, сложенных ровными рядами в виде стен. Ведь передается объект незавершенного строительства в виде полуфабриката, в который гражданин должен вложить еще порядка 30%-40% для доведения его до состояния жилого помещения, в которое можно въезжать и благополучно проживать, о чем и говорит Жилищный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ.

Суть поправок ясна: все уходят от ответственности, а дольщик отвечает своими трудовыми деньгами и рискует остаться и без денег, и без жилья. Вот поэтому и была в 2013 году порождена новая поправка в закон о банкротстве, в котором предоставляется право дольщика принять в собственность объект незавершенного строительства. Ведь это лучше для дольщика, чем вовсе остаться ни с чем? Вот такими «благими намерениями поэтапно выложили дорогу в ад», прежде всего, в ад жилищно-строительной системы.

На что же, в таком случае, государство тратит народные бюджетные денег через Программы «Жилище» и «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»? На производство полуфабриката, который надо достраивать еще 3-15 лет, привлекая для достройки опять же бюджетные деньги всех уровней, и деньги граждан. Оценить такие затраты на строительство и получить отчет об использованных денежных средствах дольщика сам дольщик, как показывает практика, не вправе. Поэтому для участника жилищного строительства происходит выход на второй круг ада — это принятие в собственность недостроев и создание ТСЖ или ЖСК. Так создается следующая финансовая схема: ТСЖ или ЖСК для достройки домов и коммуникаций. А весь груз проблем по финансированию таких достроек ложится опять на плечи и карман дольщиков, участников жилищно-строительного кооператива. Потом мы удивляется, почему столько пожаров, столько взрывов жилых домов от утечки газа или неправильной схемы электропроводки. Вот такая адская машина выстроена почти за двадцать лет становления жилищной строительной отрасли в Новой России. Ну чем не лохотрон?

Тогда возникает вопрос, а где же государство, которое должно бы за такие проделки наказывать застройщиков и банки, лишая их софинансирования, субсидий на ипотечные кредиты? Неужели чиновникам не понятно, что вместе со строительными пирамидами свернется и вся государственная система, вместе со всей этой банковской ростовщической политикой спекулирования пустой бумагой, называемой деньгами. Ведь это не поддержка реального сектора экономики под названием — жилищное строительство, именно жилищное, а не строительство халуп, обворованных трижды до того момента, как это можно назвать жильем в его правовом и практическом смысле.

Без комментария:

Как известно, Федеральный закон №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» вступил в силу 1 апреля 2005 года. Не иначе, «черт попутал».

Источник

Строительные пирамиды в России. Матричная схема: 2 комментария

  1. Хорошая статья, жаль что наше правительство не может нас защитить, люди вкладывают последнее, для получение маленькой крыши, схема такая, что все бы беззащитны, Наш ЖК Новоникольское подвергся такой же участи

    Ответить
    • Правительство в доле! Поэтому такие пирамиды в их интересах же!

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *