Нижний Новгород. Мертвый город обманутых дольщиков

ЖК «Столичный» — самый безысходный долгострой Нижнего Новгорода, а крупнейшему долгострою Мещеры исполнилось 11 лет

В Советском районе Нижнего Новгорода находится один из самых крупных долгостроев города. В 2011 году в границах улиц Республиканской-Ванеева должен был появиться жилой комплекс «Столичный». Однако грандиозный проект строительства дома-города так и не был реализован.

Согласно проекту, к 2011 году вблизи Изоляторского оврага должен был вырасти многосекционный монолитно-кирпичный микрорайон переменной этажности: одна 14-этажная секция, по две 10-ти, 17-ти и 19-тиэтажных. Квартиры в домах (однокомнатные, двухкомнатные и трехкомнатные) имели разную планировку и площадь. В цокольном этаже жилого комплекса, по проекту, был размещён крупный сетевой супермаркет, а также более 20 непродовольственных магазинов и медицинский центр, кафе и ресторан, фитнес-центр.

Работы на площадке начали в 2004 году. Однако за двенадцать лет лет компания не выполнила своих обязательств. По данным Минстроя Нижегородской области, на момент полной «заморозки» строительства готовность объекта составила 35%. Каркасы секций здания были возведены не полностью, наружные стены и внутренние перегородки также были готовы частично, инженерные системы не проведены вообще.

В 2012 году в отношении фирмы-застройщика «Инвестжилстрой» было начато производство по банкротству, тяжбы по которому тянутся до сей поры.

Заявителями выступили два физических лица. Сумма требований составила около 4 млн рублей. В 2013 году список кредиторов был существенно расширен. Их число пополнили, в частности, налоговая служба, министерство государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, ЗАО «Желдорипотека» и другие. Рассмотрение дела неоднократно откладывалось. По данным сервиса аналитики контрагентов Seldon Basis, в настоящее время суть исковых требований, предъявленных к компании, составляет 246 млн рублей. Чтобы спасти ситуацию, дольщики создали некоммерческое партнёрство (НП) «Дольщики Ошары», которое выступило в качестве нового застройщика. Правда, успехи партнёрства очень невелики. Да и существенными они не могли быть вполне прогнозируемо.

То, что сейчас могут сделать дольщики (а они периодически проводят собрания), и то не все, — оплачивать аренду площадки, чтобы сохранять её за собой. «Насколько мне известно, они также пытались организовать охрану объекта, но сейчас её нет, так как даже заплатить за нее потерпевшие не в состоянии», — добавляет Алексей Чемоданов.

По мнению эксперта, дольщики могут теоретически и то отчасти рассчитывать на правительство области (частичное финансирование из бюджета – к примеру, принято считать, что область уже оплатила госэкспертизу объекта) и с их помощью на особые схемы, которые позволят достроить жилой комплекс с участием другого застройщика-инвестора. Так, с привлечением компании «Жилстрой-НН» был сдан в эксплуатацию долгострой на улице Пролетарской в микрорайоне «Мещерское озеро». Правда, там была высокая готовность объекта, небольшое количество обманутых дольщиков и это единственный и скорее всего исключительный пример такого решения во всём городе.

«В целом, чтобы достроить «Столичный», нужны очень большие деньги. Дольщики их собрать не смогут. Тем более, большинство из них находятся в крайне сложной ситуации: они снимают жильё и платят ипотеку за непостроенное жильё. Если бы в доме была продана хотя бы половина квартир, у гипотетическому нового инвестора было бы какие-никакие шансы реализовать проект, чтобы выйти на минимальную маржу. А в этом ЖК квартиры были проданы практически полностью, так что появление инвестора ждать не приходится», — отмечает аналитик.

Еще один из довольно известных в Нижнем Новгороде домов-призраков, где надежды на достройку здания также призрачны – это многоквартирный дом на улице Пролетарской.

Одно из самых высоких зданий Канавинского района Нижнего Новгорода. Строительство, начатое в далёком в 2005 году, прекратилось на завершающей стадии и так и не было возобновлено. В соцсетях один из самых известных городских долгостроев называют домом-призраком.

Как уточняет портал «Криминал НН», стройка была прекращена в 2008 году, на завершающем этапе. Тогда степень готовности дома составляла 90-95%. Версий, по которым прекратилась стройка, было несколько. Официальная – неплатёжеспособность застройщика или финансовая несостоятельность, которая и в этом случае возникла у застройщика после полной продажи всех заявленных площадей. На данный момент и Фролов, и «Эгна-Строй» являются банкротами.

Как рассказал один из участников строительства, за десять лет, в течение которых жильцы вели борьбу за своё место жительства, они прибегали к разным рычагам давления: митингам, акциям, судебным разбирательствам. Максимум, которого им удалось добиться, — зарегистрировать своё право собственности через суд. Какие-либо обвинения к застройщику и генподрядчику были сняты.

Напомним, что если бизнес трещит по швам или есть основания полагать, что долго он не протянет и спасения нет, то банкротство — единственно законный способ сложить с себя обязательства и ответственность при неисполненных договорах и многомиллионных или нередко и многомиллиардных долгах. Практика свидетельствует о том, что в период банкротства или по его окончании руководителям и собственникам организаций уже не предъявляются обвинения в преступных растратах или нецелевом использовании денежных средств, тем более в мошенничестве. Уголовная и гражданская ответственность снимаются.

Кроме того, грамотная процедура банкротства позволяет ещё и заработать. Именно поэтому при выборе между тем, завершить ли строительство себе в убыток при отсутствии перспективности дальнейшего ведения бизнеса или обанкротиться и получить прибыль, бОльшая часть застройщиков выбирает второй вариант.

Примечательно, что земля под «домом-призраком» дольщикам не принадлежит – она была взята застройщиком в аренду и сейчас находится в собственности Нижегородской области.

Подобно другим дольщикам Нижнего Новгорода, участники строительства многоэтажки на Мещере пытались завершить его своими силами. В 2013 году они создали «Жилищно-строительный кооператив по завершению строительства дома на Пролетарской, 4» (ЖСК), который оформил право аренды участка на себя. Принято считать, что в 2014-2016 году ЖСК получил государственные субсидии. На эти средства он провёл инженерное обследование конструкций здания, корректировку проектной документации (она получила положительное заключение экспертизы), а также оплатил аренду земли. Правда рядовые пайщики никаких денег по субсидиям от государства не видели и документально подтвердить получение кооперативом этих средств — не в состоянии.

Вместе с тем, для того чтобы достроить и ввести объект в эксплуатацию, ЖСК в соответствии с федеральным законодательством должен выполнить ряд процедур (включить дольщиков в реестр граждан, обязательства перед которыми не выполняются застройщиком, а дом — в перечень объектов незавершённого жилищного строительства). Главное, однако, — это сбор средств на достройку дома. Это главное и самое невыполнимое условие.

Как рассказал корреспонденту NN.RU один из обманутых дольщиков, нижегородец Алексей, он давно перестал надеяться на то, что строительство дома когда-либо будет завершено. «Я купил право на квартиру в доме за несколько месяцев до того, как стройка окончательно встала. Это была «однушка» эконом-класса, которую мы приобрели в складчину с бывшей женой, — отметил он. — Я рад, что не так потратился, как остальные, поскольку многие дольщики до сих пор платят кредиты за это жильё. Мы стали жертвами крупного обмана. Я был в доме пару лет назад, после очередного суда, и видел, как бомжи тащат из него стройматериалы, провода. От жилого здания, которое было практически готово, уже ничего не осталось».

Прокуратура Нижегородской области составила список «проблемных» объектов жилищного строительства на территории региона. Правда, забыла указать 29 -ый длолгострой на пересечении улиц Медицинской и Корейской, напротив завода Орбита. Долгострой принадлежит Министерству жилищной политики уже 8 лет. Это многоквартирные дома, которые строятся на средства дольщиков, но по разным причинам – с нарушением установленных сроков. В список, составленный по итогам первой половины 2015 года, не были включены объекты одной из крупнейших строительных компаний в России – СУ-155. Тем не менее даже официальный список получился весьма внушительный и составил 28 проблемных площадок, у дольщиков которых шансы на получение обещанного жилья или возврат вложенных средств остаются лишь призрачные шансы. В 2016 году строительное пике продолжилось и к уже существующим долгостроям добавились новые проблемные площадки с новыми обманутыми дольщиками. Например министерство обороны, планировали в этом году заселить военнослужащих. Шесть домов замерли на пустыре, на Федосеенко. Компания «Квартстрой» уже перенес сроки окончания строительства долгостроя на Тимирязева на конец 2016г. Но текущие темпы строительства не гарантируют и этого срока. Это очередное свидетельство того, что как бы государство ни ужесточало закон, как бы ни страховались дольщики, всегда есть риск, что кредит, взятый на покупку квартиры, станет для них ловушкой. А с углублением кризиса риски для потенциальных покупателей жилья в новостройках лишь многократно увеличиваются.

Автор: Роман Дзагоев, специально для «Сила в Движении»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *