«Прямая линия» — дежа-вю или стабильная безнадежность

Можно бесконечно смотреть на три вещи: как падают доходы россиян, как социологи убеждают нас, что рейтинг власти при этом стабилен, и как президент объясняет гражданам смысл нацпроектов. При этом, рассматривая как предыдущие традиционные многочасовые психотерапевтические беседы главы государства с народом, так и «прямую линию образца» 2019 года, на повестке дня остаются одни и те же риторические вопросы. Если Россия такая великая и сильная страна, то почему мы стали такими бедными? И если все в России делается для людей, то почему мы настолько бесправны? Как так происходит, чем больше делается для людей, тем больше становиться при этом обманутых и потерпевших? 

Но, не зря подобный формат политического шоу придумали именно у нас, прямая линия эксплуатирует нашу, возможно чисто российскую, веру в чудо и «доброго царя».
Это, кстати, та же самая вера, которая заставляет нас смотреть всякие шоу вроде «Голос» и верить, что подобные драматургически выстроенные перформансы могут стать для простых людей социальным лифтом.
Во время прямой линии президент невольно ассоциируется с «волшебником в голубом вертолете», который может исполнить практически любое желание. Иными словами, все направлено на то, чтобы сформировать в людях некие устойчивые позитивные ассоциации с Путиным и решить тем самым одну из основных задач — сохранение или восстановление высокого рейтинга президента. Не участвуя в период предвыборной компании в дебатах с другими кандидатами, Владимир Путин становится главным и единственным участником другого интерактивного шоу — «Прямая линия с Президентом», где он может проявить себя во всей красе.

Было бы не так плохо, если бы это и оставалось очередным развлечением публики, пресыщенной увеселительными программами ТВ России. Не говоря уже о том, что после этого общения менялось что-либо кардинально в системе управления и в социальной политике. Но на самом деле за этим действом скрывается страшное явление! Коллапс системы управления страной. Фактически каждый сотый рвется добиться внимания лично президента. Требует решить не только свои, но и общие проблемы! Это, если вдуматься, жуткий показатель. Значительная часть населения России живет в условиях крайне… мягко сказать: некомфортных. И давно разуверилась в справедливости местной власти, чиновниках всех уровней (включая Правительство РФ), в судах, правоохранительной системе, во всем. Осталась только призрачная надежда на… рука тянется написать: «чудо». 

Но, чуда не происходит, да и не может происходить по многими объективным причинам. Мало того, само по себе  это понятие исключительно сказочное и, в реальной жизни неприменимое, как бы мы о нем, не мечтали. Поэтому, в осязаемой нами действительности получается странная ситуация: с одной стороны, прямая линия есть попытка обелить и абсолютизировать личность Путина, с другой — это демонстрация масштабного развала всего остального. В этом контексте прямую линию можно сравнить с очень дорогим и классным косметическим ремонта здания, которому уже давно нужен капитальный ремонт и полное обновление. 

Вместо реальных дел — разбрасывания дешевых конфеток в толпу. Все окончательные решения, даже самые простые, перебрасываются на президента лично. На местах никто ничего не решает. Местная власть ожидает высочайшего указания или решения. В итоге, каждая последующая прямая линия президента с ужасающей наглядностью демонстрирует постоянные, а от этого весьма грустные факты. Полное бездействие чиновников, равнодушие так называемых «слуг народа» к проблемам граждан, повсеместную коррупцию и прочие вот эти вот словосочетания, от которых у многих из нас оскомина и мозоли на языке. Прямая линия является довольно невеселым признаком того, что без обращения к Президенту в нашей стране порой невозможно решить самые простые бытовые проблемы…

Неудивительно, что эффективность подобных мероприятий с годами неумолимо теряется. Постепенно образ Путина, который все знает и решает все проблемы, конечно, начинает стираться и надоедать гражданам. Все, что мы знаем про изменения рейтингов Путина в последний год, показывает, что его главная проблема — это даже не раздражающая людей пенсионная реформа, а общая усталость от одного и того же человека, говорящего одни и те же вещи 20 лет по одному и тому же телевизору. При этом все его обещания лучшей жизни для народа, лишь переносятся все дальше и дальше, а по факту жизнь простых граждан становится все хуже. Все меньше россиян отделяют самого Путина от власти, которую он возглавляет, все меньше и меньше людей, которые верят в хорошего царя и плохих бояр, и все больше и больше людей начинают понимать, что царь и бояре — это одно и тоже. И хотя, скажем, о личном состоянии Путина, его личных деньгах и его личных финансах известно мало, но понимание, что Путин существует не отдельно от конкретного губернатора, конкретного местного олигарха, конкретного начальника ФСБ или Следственного комитета — это уже у многих становится общим местом.

«На прямую линию уже поступило более миллиона сообщений!» – рапортует телеведущая. Когда готовили пресс-конференцию, она же рапортовала, что на ежегодную пресс-конференцию аккредитовались представители из полутора тысяч СМИ. Или из двух тысяч СМИ. Это не важно. То и другое не укладывается в голове. У подавляющего большинства и журналистов, аккредитовавшихся на пресс-конференцию, и просто граждан, обратившихся на прямую линию, примерно одинаковые шансы поговорить с вождем. То есть никаких. Выиграют единицы. Это лотерея.Вокруг прямой линии по неясной до конца причине в последние годы была развернута настоящая экономика рекордов. Словно участники стахановского движения, ведущие прямых линий отчитывались о небывалом ажиотаже вокруг общения с президентом. В этом году, для примера, были собраны 1,5 млн вопросов, среди которых 1 млн поступил по телефону, а остальные новыми высокотехнологичными способами. Было даже разработано приложение для телефонов под названием «Москва–Путину» (более 100 тысяч скачиваний в Google Play). Несмотря на весь хай-тек, число вопросов президенту от граждан по сравнению с прошлым годом упало на четверть, в 2018-м таких обращений перед прямой линией насчитали 2 млн. Если еще пару лет назад прямая линия оставалась последним политическим институтом в стране, то теперь, похоже, умирает и она — люди не верят, что, даже достучавшись до президента, можно что-то изменить. Так не было даже на пике кризиса, потому что начальник сказал, что через два года кризис закончится, соответственно, люди ждали. Сейчас нечего ждать, люди не ждут ничего.

Тем не менее, прямая линия президента Владимира Путина по прежнему остается знаковым событием для российской политической жизни. Хотя, подобное общение президента с народом — абсолютно ритуальное мероприятие, соответственно, смысла в нем ничуть не больше, чем от любого действия, которое проще провести, чем объяснять, почему от него отказались. В последние годы уже никто не скрывает, что вопросы подобраны, повестка задана, люди, задающие вопросы, заранее оттренированы. Единственное «пятно», которое тоже носит ритуальный характер, но от которого не могут отказаться — СМСки, выводимые на экран. Они были и сегодня, но на них старались не заострять внимание как раньше, они шли фоном, хотя и там попадались незапланированные высказывания. Которые, впрочем, просто игнорировались, так что все в порядке и страна на всех парах летит в светлое будущее. Если, конечно, смотреть федеральные российские каналы, в которых мы попираем ногами Млечный путь, а наш президент вершит судьбы Галактики верхом на гиперзвуковой ракете на скорости о 28 Мах в плотных слоях атмосферы наперевес с лазерным гиперболоидом.

Но какой-то процент таких людей в обществе будет всегда, как бы не менялась окружающая их действительность. Это удивительные люди, они очень боятся правды и очень боятся думать самостоятельно. Именно они, в этом году как и в предыдущие, от президента ждали каких-то неожиданных решений, яркого шоу в прямом эфире, позитива и вообще чудес. В результате из китовой тюрьмы были выпущены две косатки, студия прямой линии отбилась от хакерской атаки из-за рубежа, о чем поспешили сообщить ведущие, а также было еще раз сказано, что после «случая с тем журналистом» (отчего-то президент решил не называть имени Ивана Голунова) уже уволены два генерала, а остальные виновные будут наказаны. Предложений со стороны власти, от которых граждане не сумели бы отказаться, так и не последовало. Все затронутые проблемы остались подвешенными, ответа никто не получил, и это напоминает ситуацию с августовским обращением президента по поводу пенсионной реформы в прошлом году.

Шоу «одинокого волшебника, по мановению волшебной палочки решающего проблемы граждан», избирателя уже не устраивает. В обществе созрел запрос на обстоятельный разговор о серьезных переменах, которые смогли бы показать желаемый обществом результат. Вместо этого ему в очередной раз предложили суррогат в виде рассказа о национальных проектах – штуке абсолютно технической. В качестве наиболее точного описания всей прямой линии можно привести цитату из поста одного из российских блогеров: «Граждане бедной страны звонят президенту некой другой богатой страны. И понять друг друга, конечно же, не могут. На местах все плохо: мизерные зарплаты, дорог нет, жилье разваливается, квартплата увеличивается, школы и больницы закрывают, нищета вокруг. А на жалобы в ответ получают рассказы о росте зарплат, новых новотехнологичных медицинских центрах, развитии национальных проектов, процветании страны». Люди все больше понимают, что ручное управление себя исчерпало – в рамках этой модели на одну решенную проблему приходится 10 новых нерешенных, – а значит, нужны какие-то системные шаги по изменению самой политической модели.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *